Hi-Res Audio: новый формат и новое качество музыки
Статья: Что такое звук высокого разрешения (High-resolution audio) и что ему не совсем подходит?
High-resolution audio (HRA), стандарт Master Quality Recording, объединяет несколько коммерческих и свободно распространяемых форматов звуковой записи. Название этого стандарта очень точно определяет, что это - звук высокого разрешения, записанный в аудиофайлах. Эти аудиофайлы позволяют воспроизводить аудио-треки максимально близко к оригиналу и получать самые яркие впечатления от прослушивания музыки.
Несмотря на то, что HRA уже давно существует (появился в 2000 году), он все еще набирает обороты на рынке аудиотехники. Тем не менее, у этого формата есть свои недостатки. Не все проигрыватели поддерживают HRA, а качество звука также зависит от качества самой записи. Кроме того, некоторые люди считают, что разница между HRA и обычной записью невелика и не оправдывает дополнительных затрат на оборудование и аудиозаписи.
Но, независимо от того, считаете ли вы, что HRA стоит своих денег, важно понимать, что это формат аудиозаписи высокого качества, который позволяет насладиться музыкой со всеми ее звуковыми нюансами.
Зачем нужен Hi-Res и что это такое?
Hi-Res - это высококачественный формат звука, который сохраняет и передает максимально полное звучание оригинальной аудиоинформации. В отличие от стандартного звука, высококачественное аудио имеет высокий частотный и динамический диапазон, позволяющий передать более точную и качественную звуковую картину.
Частота дискретизации зависит от точности передачи сигнала в процессе его превращения из аналогового в цифровой формат. Чем выше этот показатель, тем точнее звучание будет соответствовать оригинальной мастер-записи. Частота дискретизации измеряется в килогерцах и показывает, сколько раз в секунду обрабатывается каждый бит аудиоинформации в файле.
Разрядность, или "битность", позволяет описать звук более подробно и точно. Чем выше разрядность, тем больше глубина звучания и выше качество звука. Однако высокая "битность" может привести к существенному увеличению размера файла.
Частота дискретизации и разрядность взаимно дополняют друг друга. При высоких значениях этих параметров звуковые волны выглядят более плавными и четкими, как на аналоговых звуковых волнах.
Аудиофайлы имеют различный формат и сжимаются с целью уменьшения объема файла. Однако это сокращение может влиять на качество звука. Высококачественное аудио восстанавливает исходную полноту звучания математическими алгоритмами.
Hi-Res Audio - это любая цифровая студийная запись с более высокой частотой дискретизации и/или разрядностью, чем стандартный CD-носитель. Чтобы обеспечить точное представление об источнике мастер-записи и, соответственно, об качестве аудио-треков, был утвержден стандарт Master Quality Recording. Он включает в себя 4 типа маркировки MQA, MQC, MQD и MQP. Минимальное требование к Hi-Res-устройствам и аудио-трекам - возможность воспроизведения контента с параметрами 96 кГц/24 бит или выше.
Заметки о Hi-Res Audio и High Definition Audio: где используется и какие форматы файлов существуют
Hi-Res Audio (HRA) и High Definition Audio (HDA) - два основных типа аудио, которые используются в цифровой записи и воспроизведении звука. HRA относится к звуковым форматам, основанным на программном уровне, тогда как HDA - это спецификация Intel для аппаратных аудиокодеков.
Аппаратное обеспечение, соответствующее спецификации HDA, должно удовлетворять более жестким требованиям, чем HRA, а именно: должен использоваться 32-битный звук при частоте дискретизации 192 кГц для двух каналов или 96 кГц для восьми каналов (7.1).
Существует множество различных форматов файлов, в которых записываются HRA-аудиофайлы. Они используются в различных сферах, и каждый формат имеет свои преимущества.
Профессиональная сфера - здесь используются эталонные форматы файлов без сжатия данных (no compression), которые предназначены для создания и обработки цифровых мастер-данных. Некоторые форматы, такие как Super Audio CD, имеют огромный размер, поэтому их удобнее хранить на объемных серверах и физических носителях.
Бытовая и полупрофессиональная сфера - здесь используются популярные форматы с сжатием данных без потери качества (lossless data compression). Эти форматы легко помещаются на DVD, флешку и доступны для загрузки в специализированных онлайн-магазинах.
Бытовая сфера - наиболее удобный и быстрый способ прослушивания и загрузки музыки это через интернет-ресурсы. Популярные сервисы потокового воспроизведения музыки (стриминг) используют ультрасовременные технологии, такие как MQA, которые снижают требования пропускной способности мобильного интернета. Для прослушивания нужно приобрести потоковый плеер и платить небольшую арендную плату. Это быстрый, удобный и недорогой способ расширения своей музыкальной библиотеки.
Сравнение аудиокодеков Hi-Res: определение лучшего кодека для звуколюба.
Существует мнение среди аудиофилов о том, что наилучшее качество звучания могут доставить лишь форматы, не использующие сжатие, такие как DSD или WAVE. При этом важно, чтобы они проигрывались на высококлассном аудиооборудовании. Однако другие завсегдатаи больших музыкальных коллекций более заинтересованы в уровне сжатия без потери качества, поскольку это помогает экономить место на жестких дисках. А еще есть пользователи, которые предпочитают Hi-Res-музыку и хотят получить быстрый доступ к ней из любого источника – для таких пользователей значимы форматы, наилучшим образом подходящие для потокового аудио.
Также давайте рассмотрим крупно некоторые HRA-форматы, выявим их преимущества и недостатки и определим, какой кодек является лучшим для звуколюба.
Существуют два известных цифровых аудиокодека – WAVE (Microsoft & IBM) и AIFF (Apple). Несмотря на давнюю историю этих форматов, они до сих пор используются в создании аудиоархивов и файлов для прослушивания музыки в домашних условиях. WAVE и AIFF являются потомками формата IFF (Interchange File Format) и являются основой для еще порядка 30 форматов аудиокодеков.
WAVE – это специализированный подтип формата RIFF, который предназначен для содержания звуковой информации. AIFF был создан напрямую от IFF. Оба формата используют метод кодирования звука без потерь – несжатой линейной импульсно-кодовой модуляции Linear PCM, (или LPCM), который сохраняет все нюансы звучания. Благодаря этому меломаны и аудио-эксперты до сих пор продолжают использовать несжатый LPCM для получения звука максимального качества.
Файлы-контейнеры WAVE и AIFF позволяют закодировать звук с 32-битной глубиной, а максимально допустимое число каналов равняется шести. Частота дискретизации ограничена 192 кГц только в AIFF, в WAVE же ограничена 96 кГц. Это позволяет использовать данные форматы для создания мастер-записей Hi-Res-качества.
Одним из главных преимуществ WAVE и AIFF является простая структура этих кодеков. Это позволяет обработать и отредактировать аудиофайлы практически в любом звуковом редакторе. Благодаря широкой популярности этих форматов, аудиофайлы могут воспроизводиться на любом доступном медиаплеере, стереосистеме или другом аппаратном средстве.
Несмотря на все преимущества WAVE и AIFF, у них есть недостатки. Файлы, созданные в форматах PCM, имеют неизменно большой размер, что делает их сложными для передачи в сети и прослушивания на портативных устройствах. Даже минута двухканального стереозвука 44,1 кГц / 16 бит может занимать порядка 10 мегабайт.
DSD – это формат записи, созданный на рубеже XX и XXI века, который считался лучшим в мире для хранения архивных звукозаписей компании Sony Music. Он быстро получил репутацию идеального цифрового формата для сохранения уникальности звукового наследия человечества. Позже был разработан DXD-формат, но исключительно для профессионального редактирования в процессе создания SACD-носителей.
Технология записи в формате DSD предусматривает перевод оригинального аналогового аудиопотока в одноразрядный вид (1 бит), но с применением супервысокой частоты – 2 822,4 кГц или 5 644,8 кГц. Размер этих частот равен базовой частоте дискретизации (применяемой при записи обычных CD-носителей, т.е. 44,1 кГц), которая в первом случае кратна 64, а во втором – 128. В формате DSD создаются неперезаписываемые компакт-диски SACD (Super Audio CD) с многоканальным (до шести каналов) звуком.
Одним из преимуществ DSD-формата является его частота дискретизации. При создании мастер-записи улавливаются малейшие модуляции аудиосигнала, и допускается минимум шумов и искажений, в результате чего на выходе мы получаем поистине фантастическое качество и естественность звучания. Стандартный динамический диапазон – 120 дБ/20 Гц – 20 кГц, расширенный – до 100 кГц, но все повышенные шумы «сдвигаются» за пределы слышимого диапазона, т.е. остаются выше уровня 20 кГц.
Недостатком DSD следует назвать, что это формат для оптических носителей, его прослушивание предполагает использование дисков SACD с соответствующими проигрывателями, и на обычных CD-плеерах прелесть звуковой магии просто-напросто исчезает. Вторым недостатком является невозможность производить редактирование и перезапись без огромных проблем: это можно сделать только при помощи манипуляций на специальном ПО и ЦАПа, либо путем преобразования в иные форматы для последующего прослушивания. При этом необходимо учитывать, что SACD-диски защищены трехступенчатой защитной схемой. Третий минус состоит в ограниченном объеме композиций, которые представлены в данном качестве, что также вызывает недовольство любителей музыки.
«Просачивание» DSD в интернет позволило широкой аудитории наслаждаться его преимуществами. Однако, необходимо учитывать, что DSD-формат остается форматом для профессионалов и предполагает приобретение авторских дисков и дорогостоящего оборудования.
FLAC и ALAC – два наиболее используемых HRA-кодека, принадлежащих к категории «lossless data compression». Они обеспечивают сжатие аудиоинформации без потерь, сохраняя идентичность оригинала. Можно назвать их «братьями-близнецами», за исключением того, что ALAC имеет «яблочную окраску». Несмотря на это, существуют некоторые технические отличия между ними.
FLAC обеспечивает более высокое время и скорость декодирования, а также предлагает полноценные настройки сжатия, включая медленное/сильное, быстрое/слабое и промежуточные варианты. Тем не менее, если вы пользуетесь продукцией Apple, ALAC предпочтительнее, поскольку iOS, iTunes, AirTunes и QuickTime поддерживают только этот кодек.
Возможности FLAC включают расширенную функцию обработки аудиофайлов, называемую «ReplayGain», которая позволяет определить пиковый уровень записи и равномерно снижать уровень громкости всего трека. Кроме того, FLAC поддерживает максимальную частоту дискретизации 350 кГц, в то время как ALAC — 384 кГц.
Несмотря на все различия, FLAC и ALAC обладают общими чертами, такими как поддержка 8-канального звука, устойчивость к ошибкам записи и возможность поиска внутри содержания файла. Они также не включают в себя средства цифрового управления правами (DRM -защиты от копирования).
Окончательный выбор между этими двумя кодеками зависит от индивидуальных предпочтений, а также от того, кто и как кодировал конкретные аудиотреки. Тем не менее, благодаря своей популярности и широкой поддержке, оба кодека представляют отличный выбор для пользователей, предпочитающих высококачественное звучание без потери качества.
MQA (Master Quality Authenticated) - это новый формат цифровой музыки, который стремительно набирает популярность среди потребителей, поддерживающий передачу файла с высоким разрешением звука (HRA) и разработанный в британской лаборатории Meridian Audio в 2014 году. Он был представлен на выставке CES-2015 в Лас-Вегасе спустя год после разработки. Сегодня MQA выделен в отдельную компанию с тем же самым названием для поддержки и продвижения данного аудиокодека.
В 2016 году RIAA, NARAS, A2IM и DEG приняли решение предоставить аудиозаписям, закодированным в MQA, свой собственный официальный логотип в дополнение к логотипу Hi-Res AUDIO.
Согласно разработчикам, MQA захватывает всю магию оригинального студийного выступления, благодаря новаторским научным исследованиям в психоакустике. MQA обеспечивает мастер-качество в аудиофайле, который достаточно мал и удобен для потоковой передачи или загрузки. Это позволяет сохранять детализацию звука и высокие частоты, но при этом иметь битрейт, подходящий для узких каналов связи.
Пометка "Studio Masters", которая присутствует в некоторых файлах, указывает на то, что звучание, которое слушатель получает, идентично студийному. Таким образом, MQA - это "подтвержденное студийное качество", которое превосходит любой сопоставимый HRA-файл на основе традиционной кодировки PCM, стандарту для аудио CD-качества в течение нескольких десятилетий.
MQA также совместим с оборудованием, в котором отсутствует декодер MQA, и предоставляет возможность копирования файлов MQA, а также "упаковывать" обработанные MQA-файлы дополнительно в lossless-кодек (например, FLAC), для еще большей компактности.
Недостатком MQA является необходимость использования специального проигрывателя с лицензионной поддержкой MQA, чтобы получить полностью "распакованный" звук во всей его глубине и красках, а не "усеченную" версию на любом устройстве без фирменных декодеров.
MQA - это новый и гибкий формат цифровой музыки, который идеально подходит для потребителей, желающих наслаждаться музыкой с высоким разрешением звука на переносных устройствах.
Музыка в формате High-Res становится все более доступной, позволяя аудиофилам получать наслаждение от прослушивания в высоком качестве. В этой статье мы рассмотрим, где можно найти музыку Hi-Res качества и как ее слушать.
Индустрия High-resolution audio набирает обороты и становится все более популярной среди любителей высококачественного звука. Смартфоны с поддержкой Hi-Res, а также онлайн-магазины с предложениями аудио высокого разрешения появляются все чаще. Благодаря технологии MQA, крупнейшие стриминговые сервисы, такие как Spotify, тоже включились в ряды поклонников Hi-Res.
Сервис Spotify, поддерживающий все операционные системы, позволяет воспользоваться тремя различными битрейтами вещания: Normal Quality (96 Кбит/с), High Quality (160 Кбит/с), Extreme Quality (320 Кбит/с). Стоимость подписки зависит от территории, с которой вы заходите на Spotify. 7digital, популярный радиосервисный портал, предлагает большой выбор музыки в формате FLAC (24 бит), а теперь и MQA, а также удобные сервисы для скачивания и приложения для многих устройств и операционных систем. Qobuz Sublime+ является одним из мировых лидеров среди сервисов для стриминга Hi-Res audio, с годовой подпиской в пределах 350 евро. Кроме того, HDTracks предлагает отличный выбор классики, джаза и рока в Hi-Res-качестве, а также треки в DSD-качестве.
Если вы ищете доступ к HRA-файлам, вы можете посетить Hi-Res Download (где можно скачать либо демо-версию, либо купить понравившийся альбом), NativeDSD (классическая музыка в DSD), Е-onkyo или Tidal, который является стриминговым сервисом с высоким качеством звука, благодаря ассортименту MQA-файлов. Кроме того, внимания достойны Deezer, HighResAudio, Murfie, JUKE, Napster, KKBox, Bugs, Taihe Music ZONE, SoundMachin.
К сожалению, крупнейшие стриминговые платформы Tidal и Qobuz не работают официально на территории России, однако, с помощью установки VPN можно получить к ним доступ. Однако приятной новостью для ценителей музыки стало сообщение о том, что один из крупнейших стриминговых сервисов Spotify, который в 2014 году отказался от планов работы в нашей стране, ведет переговоры о возобновлении деятельности.
Кроме того, не менее важным вопросом является устройство, на котором можно прослушивать музыку в формате Hi-Res. Такие устройства могут включать специализированные Hi-Res-плееры, совместимые смартфоны и ПК, имеющие специализированные программы для воспроизведения конкретных форматов аудио высокого разрешения. Чтобы улучшить звучание с устройств, аудиоконтуры которых не оптимизированы под Hi-Res, желательно подключить преобразователь цифрового звука в аналоговый (USB-ЦАП).
В наше время создано множество потрясающей музыки, и благодаря форматам High-resolution audio и стриминговым облачным сервисам, можно получать удовольствие от наслаждения большим выбором треков с полноценным звучанием в соответствии с вашими личными вкусами.
Фото: freepik.com