Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности
С развитием рынка логистических услуг все больше компаний присоединяются к многочисленным перевозчикам и увеличивают число своих сотрудников. Однако, ответственность за грузы, транспортное средство, жизнь общественности и пассажиров ложится на водителя. Это предполагает, что он должен быть здоров и в состоянии твердой трезвости, лишен алкогольного и наркотического воздействия. Транспортная компания разделяет эту ответственность со своим водителем, и по этой причине обязана организовать предрейсовый медицинский осмотр.
По нормативной документации все кажется очень просто: после медицинского осмотра, водитель может приступить к работе, только в случае положительного результата. Компания, проводившая медицинский осмотр, должна поставить печать в маршрутный лист водителя. Однако, в реальности руководство транспортных компаний часто испытывает затруднения в выполнении законодательных требований.
Обязательство прохождения предрейсового медицинского осмотра является нормативным требованием для водителей, работающих в транспортной компании. Это подтверждается рядом нормативно-правовых документов, среди которых особое место занимают пункты трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ), Кодекса об Административных правонарушениях и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20 п. 1), а также письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».
Кроме того, согласно законодательству, водители, перевозящие пассажиров и опасные грузы, обязаны проходить такой осмотр в любом случае. Во всех остальных ситуациях, послерейсовый осмотр не является обязательным, однако, зачастую его проведение вводится работодателем для сотрудников группы риска – часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь или являющихся пенсионерами.
Цель предрейсового медицинского осмотра заключается в определении здоровья водителя, отсутствии признаков переутомления или похмельного синдрома, а также отсутствии употребления алкоголя, наркотиков или других веществ, которые могут негативно повлиять на его способность к вождению. В случае, если обнаруживается хотя бы один из перечисленных признаков, водитель не допускается к работе в этот день.
Стоит учитывать, что обследование водителя на наличие наркотических веществ в организме может быть проведено только с его письменного согласия, которое обычно зафиксировано в рамках трудового договора, гражданского договора или отдельном документе.
Как правильно проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Какие медицинские манипуляции необходимо пройти? Давайте разберемся в деталях.
Категории водителей, которые числятся в компании на водительских должностях, независимо от места, дальности поездки и типа транспортного средства, должны пройти предрейсовый медицинский осмотр. Единственным исключением являются водители, работающие в экстренных службах, таких как скорая помощь, газовая служба, полиция, автоинспекция, МЧС, пожарная бригада и прочее.
Осмотр должен проходить перед выездом водителя в рейс и засчитываться как его рабочее время. Для проведения предрейсового медицинского осмотра водителей должен быть выделен специальный кабинет на предприятии площадью не менее 12 кв. м. Также на медосмотр сотрудники могут быть отправлены в медучреждение организованно – например, корпоративным транспортом.
Основной задачей является выяснение готовности к вождению автотранспорта, включая определение общего самочувствия, выявление признаков алкогольной или иной интоксикации, похмельного синдрома. Для этого необходимо провести внешний осмотр кожного покрова, зрачков на предмет реакции, слизистой глаз и ротовой полости. Затем водителя опрашивают о состоянии его здоровья, чтобы получить данные о его самочувствии и психическом состоянии. Измеряются пульс и артериальное давление, а при наличии гипертонических проблем в его медицинской карточке отмечаются рамки нормы артериального давления, при которых он может быть допущен к работе.
Прием алкоголя определяется с помощью алкотестера, а наркотические и психотропные вещества требуют лабораторного анализа крови и мочи. Если нет подозрений на наркотическое или лекарственное опьянение, то на осмотр достаточно 10-15 минут. Если есть необходимость в такой проверке, делается экспресс-тест крови и мочи, на это требуется дополнительно 20 минут.
Результаты медосмотра заносятся в путевые листы и журнал предрейсовых медосмотров водителей. Если водитель по медицинским показателям отстранен от рейса, данные об этом заносятся в журнал, а факт отстранения доводится до внимания руководства предприятия.
Если предрейсовый медицинский осмотр выявил факт нахождения водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то это может послужить поводом для наложения на него взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Важно отметить, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Для организации предрейсовых медицинских осмотров водителей необходимо иметь лицензию на проведение данного вида медицинской деятельности. Медицинский персонал, работающий по договору на компанию, должен пройти специальный курс обучения и иметь соответствующий сертификат/диплом. Есть три варианта, как организовать проведение осмотров:
- Наличие сертифицированного врача в штате компании, что позволяет не получать лицензию.
- Обращение к привлеченной организации, имеющей лицензию, для проведения медосмотров по договору на оказание услуг.
- Получение компанией собственной лицензии на проведение медицинских осмотров водителей. Этот вариант подходит для крупных автоперевозчиков, которые уже обязаны содержать медицинский кабинет и выплачивать зарплату сертифицированным специалистам. После получения лицензии, они также могут предоставлять свои услуги другим компаниям.
При нарушении правил проведения медицинского осмотра, действует статья 11.32 КоАП РФ. Штраф за нарушение данной статьи для водителя составляет 1000-1500 рублей, для медицинского работника - 2000-3000 рублей и для юридического лица или индивидуального предпринимателя - 30 000-50 000 рублей.
Организация, которая проводит предрейсовые медицинские осмотры, должна обладать своим помещением для приема пациентов или иметь возможность предоставить выездных специалистов, оснащенных необходимым оборудованием для проведения медицинских исследований.
Статья о цене предрейсового медицинского осмотра водителей
В таблице ниже указана приблизительная стоимость услуг сторонней организации по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей в зависимости от максимального количества водителей, выходящих в рейс в сутки.
Максимальное количество водителей в рейсе в сутки
1–2 5000 руб.
3–4 7000 руб.
5–7 10 000 руб.
8–16 12 000 руб.
17–30 15 000 руб.
31–50 18 000 руб.
> 50 > 21 000 руб.
Услуга относительно недорогая. Если у компании есть более 15 водителей, то имеет смысл оформить врача в штат. Либо получить лицензию на оказание услуг по медосмотру водителей сторонних организаций. Стоит заметить, что процедура получения лицензии требует большого количества времени и финансовых ресурсов. Если предприятие не готово к получению лицензии, то в случае необходимости предрейсового медицинского осмотра водителей, возможно, придется обратиться в стороннюю организацию. Кроме того, следует учитывать, что выход водителя на смену без штампа о прохождении медосмотра в путевом листе является незаконным действием.
Важно помнить, что при возникновении проблем на дорогах сотрудники ГИБДД имеют право задержать водителя для медицинского освидетельствования и обязательно проверят его путевой лист (если это не личный транспорт). Врач без сертификата или компания без лицензии могут вызвать серьезные проблемы для вашего предприятия.
Фото: freepik.com