Какой банкомат лучше купить?
Спрос на банкоматы в России продолжает расти, так как многие граждане страны предпочитают наличные деньги. Вместе с тем, с насыщением отечественного рынка продукцией разных компаний-производителей, на сайтах все чаще обсуждаются недостатки и достоинства разных банкоматов. Как выбрать идеальное устройство среди множества предложений на рынке и на что следует смотреть при выборе?
Согласно докладу «Глобальный рынок банкоматов и прогноз до 2017 года» международной консалтинговой компании RBR, Россия является лидером в Европе по количеству установленных банкоматов. Три четверти из всех новых банкоматов в Европе устанавливаются именно в России. Компания RBR занимается исследованиями и автоматизацией банковской деятельности и прогнозирует рост продаж банкоматов в России в ближайшие пять лет.
Данные о количестве банкоматов в сети доступны в рейтингах банков, которые составляют издания RBC и Forbes. Там публикуются данные не только о абсолютном количестве банкоматов, но и о числе терминалов на одного клиента, а также о количестве устройств, позволяющих сдавать деньги наличными.
Банки могут включать в свой уставный капитал банковское оборудование, что также стало дополнительным фактором роста спроса на банкоматы. Такая практика повышает капитализацию банков и расширяет их возможности в банковском секторе.
Рейтинг банков по уровню развития банкоматной сети неизменно привлекает внимание экспертов и обычных потребителей финансовых услуг. Однако, как показывает история, не всегда количество установленных терминалов можно рассматривать как основной критерий эффективности банковской деятельности. Один из последних рейтингов, проведенных Forbes в апреле 2010 года, учитывал количество банкоматов на одного клиента банка с карточным счетом. Стало известно, что Сбербанк России, который считался лидером по общему количеству банкоматов на тот момент, резко упал в данном рейтинге, находясь уже на 13-м месте. Это говорило о том, что у банка были достаточно серьезные планы на увеличение числа установленных терминалов. К слову, на сегодняшний день Сбербанк России располагает более чем 45 000 банкоматами в своей сети.
Другие банки-лидеры, такие как ВТБ24 и Росбанк, также стремились увеличивать количество своих банкоматов, за счет привлечения частных клиентов. Однако, не все кредитные учреждения смогли удержаться на плаву. Так, Мастер-банк попал в «Книгу памяти» портала Банки.ру, а сеть Мосприватбанка стала объектом продажи для нескольких заинтересованных инвесторов.
По данным РБК на первое полугодие 2013 года, лидерами по количеству банкоматов, позволяющих погашать кредитную задолженность стали Сбербанк России и ВТБ24. Третье, четвертое и пятое места заняли соответственно Росбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк и Уральский банк реконструкции и развития. Банк Москвы, который ранее занимал высокие места в рейтингах, теперь находится в середине списка.
Столичный рейтинг банков агентства «РБК. Рейтинг» на 1 июля 2013 года включает как традиционных лидеров, так и «новые лица», такие как Кредит Европа Банк и ТрансКредитБанк.
Некоторые банки, такие как МДМ Банк и Промсвязьбанк, объединили свои банкоматные сети, чтобы увеличить доступность терминалов для своих клиентов. Всего по данным РБК, на 2010 год в России функционировало 91 000 банкоматов, принадлежащих 103 банкам, а с 2011 по 2012 год рынок вырос на 16%. Сегодня эта цифра превышает 110–120 тыс. терминалов самообслуживания (в рамках крупнейших банков РФ).
Статья о том, как сеть банкоматов влияет на качество обслуживания клиентов и финансовые показатели, является актуальной для любой кредитной организации. Эксперты считают, что на 1 банкомат должно приходиться не более 1000 клиентов кредитной организации. Избыточная нагрузка на банкомат может привести к частым сбоям оборудования, а также увеличению времени простоя терминала из-за несвоевременной его инкассации.
Если банк преимущественно живет за счет кредитования населения, то недостаток банкоматов с функцией cash-in и cash recycling или недоступность их в круглосуточном режиме может привести к учащению задержек по платежам при погашении кредита, а также созданию недостоверной статистики по платежеспособности клиентов. Однако, причина может быть банальна, например, днем человек находится на работе, на выходных уезжает, либо не работают филиалы банка, а вечером ему неудобно оплачивать счета, так как банкоматы с функцией cash-in находятся далеко от него.
Также следует учитывать, что при развертывании полноценной сети по территории страны потребуется 4-5 лет. В то же время, развертывание киосков самообслуживания может сократить этот период в 2 раза. Развитая сеть терминалов стимулирует рост клиентской базы. Каждый клиент при получении кредитной карты задумывается над тем, как он будет получать деньги и где платить за кредиты.
Исследования показали, что дорогие многофункциональные банкоматы окупаются быстрее дешевых. Это связано с тем, что у кредитной организации снижаются транзакционные издержки на обмен валюты, пополнение счета и увеличивается доход за счет комиссионных и конвертации. Дорогие модели собраны из более надежных комплектующих и реже дают технические сбои.
Важным моментом при размещении банкоматов является выбор правильного места. Банкоматы необходимо располагать не только в людных местах, но и обеспечивать круглосуточный доступ к ним. Это имеет принципиальное значение для клиентов, которые не могут воспользоваться банкоматами в местах работы или жительства.
Популярные производители банкоматов: обзор лидеров мирового рынка
Сегодня на рынке банкоматов лидерами являются международные компании, которые производят и продажают их по всему миру. Среди них можно выделить четыре самых популярных производителя - это NCR, Wincor Nixdorf, Diebold Incorporated и Nautilus Hyosung.
Давайте рассмотрим каждого из них подробнее.
Компания NCR является одним из лидеров в области производства и поставки банковского оборудования на мировой рынок. За последние 20 лет NCR снабдила своим оборудованием больше банков, чем любой из конкурентов. История компании началась в 1884 году в США, а первое представительство в России было открыто в 1993 году. С тех пор, в России были установлены 30 000 банкоматов, которые находятся на сервисном обслуживании.
NCR является поставщиком банковского оборудования для 80 крупнейших банков постсоветского пространства. Интересно, что все они входят в первую десятку рейтинга РБК. Сегодня компания предлагает два семейства банкоматов: Personas 5 поколения и SelfServ 6 поколения.
В 1952 году была основана немецкая компания Nixdorf Computer AG. В 1990 году она была приобретена Siemens AG и реорганизована в Siemens Nixdorf Retail. В 1999 году компания была продана венчурным фондам «Голдман Сакс» и «Кельберг Кравис Робертс». Однако, позднее Wincor Nixdorf стала снова самостоятельной компанией и начала заниматься производством техники с филиальной сетью в свыше 110 странах. В 2004 году компания провела успешное IPO на Франкфуртской бирже и стала открытым акционерным обществом.
Wincor Nixdorf входит в число крупнейших компаний мира, продавая банкоматы, и занимает второе место по объему продаж в Европе и мире. Банкоматы этой компании представлены четырьмя линейками - CINEO, ProCash, ProPrint, ProConsult, которые отличаются функциональностью. Компания появилась на российском рынке банковских технологий в конце 1990-х годов и быстро стала одним из лидеров отрасли. Банки России считают оборудование Wincor Nixdorf надежным и популярным выбором.
Американская компания Diebold Incorporated была основана в 1859 году. С 1967 года компания начала выпускать банкоматы. В 1998 году Diebold Incorporated вышла на российский рынок банкоматов. Сегодня Diebold обслуживает около 17 000 банкоматов в России, которые были поставлены из США.
В 1991 году первым банкоматом в России стал банкомат Diebold, установленный в банке "Столичный". Первый терминал фирмы Diebold из серии Opteva был установлен в России в 2003 году. Через год Мастер-Банк установил первый полнофункциональный банкомат Diebold. С 2009 года Diebold поставляет свои банкоматы крупнейшему банку в мире — Ситибанку.
Diebold имеет представительства в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Компания поставляет в кредитные организации России и всего постсоветского пространства банкоматы, такие как cash-out, cash-in, coin dispense и замкнутого цикла cash-recycling, которые представлены единым модульным рядом Opteva.
Корпорация Hyosung из Южной Кореи за более чем 50 лет своей истории достигла великих успехов в производстве и поставке банковского оборудования, заметно выделяясь среди конкурентов. По данным на сегодняшний день, она является лидером отрасли в своей стране и занимает 4-е место в масштабах всего мира. На пути к успеху компания прошла через выделение из ее структуры в 1979 году специализированного подразделения Nautilus Hyosung, которое в итоге выросло в самостоятельную компанию. Продукция Nautilus Hyosung, в частности банкоматы, произведенные компанией, имеют инновационный дизайн и отличаются широким потенциалом для модернизации, предоставляя высокую функциональность своим пользователям. Ежегодно выпускается более 48 000 банкоматов этой марки.
Согласно предсказаниям экспертов, банкоматы будут развиваться в нескольких направлениях в будущем:
-
Улучшение безопасности: разрабатываются новые материалы, которые защитят устройство от термо-сканеров (в случае, когда мошенники считывают ПИН-код по нагретым кнопкам). Также оборудование будет обеспечено защитой от предумышленного повреждения пазов для снятия и выдачи денег. Кроме того, банкоматы будут иметь дополнительную защиту от нежелательного воздействия на конструкцию.
-
Бесконтактные платежи: в будущем банкоматы смогут идентифицировать клиента без использования терминала при помощи смартфона с функцией NFC-сканера или других специальных устройств.
-
Мультисервисность: использование технологии замкнутого цикла (cash-recycling) позволит осуществлять эффективные банковские операции - от приема депозитов до обмена валюты и полный оборот денежных средств при помощи единого терминала.
-
Облачные технологии: замена аппаратной части на виртуальную машину, связанную с единственным мощным вычислительным центром, позволит реализовать возможность проведения операций без встроенного компьютера.
-
Совершенствование интерфейса: клиенты смогут настроить свой собственный интерфейс на памяти персональной банковской карты для большего удобства.
В итоге, банкомат будущего - это мультифункциональное устройство, которое "знает" своего клиента, работает быстро и имеет высокий уровень безопасности. Это устройство с безотказным программным и аппаратным обеспечением, которое удобно и эффективно выполняет все банковские операции.
Фото: freepik.com