Самостоятельное согласование перепланировки квартиры vs услуги бюро под ключ: что выбрать?
Многие, задумывая перепланировку квартиры, часто не представляют себе трудности, с которыми придется столкнуться в процессе согласования с жилищной инспекцией. Особенно, если учесть, что ремонт и строительство связаны со значительными затратами, а затраты на согласование проекта могут еще больше ударить по бюджету. Но возможно ли сэкономить и разобраться с этим вопросом самому? В данной статье мы расскажем, как можно самостоятельно оформить перепланировку квартиры, насколько это выгодно и в каких ситуациях лучше обратиться к профессионалам.
Для согласования изменений в квартире необходимо подготовить проектную документацию и чертеж будущего плана. Однако, не все изменения требуют согласования. Так, для изменения внешней отделки, покраски стен, укладки плитки, остекления балкона и разбора антресолей, согласование не нужно. Однако, при выполнении определенных работ необходимо учитывать, что не все виды работ могут быть официально узаконены.
Следует иметь в виду, что любые работы, которые могут ухудшить жилищные условия или угрожать безопасности жильцов, запрещены. Например, перенос "мокрых зон" в жилые комнаты без гидроизоляции, снос несущих конструкций, присоединение лоджии к жилой комнате и перенос общедомового отопления на застекленный балкон, а также присоединение технических помещений и чердаков на этаже к своей квартире, являются запрещенными работами, поскольку они затрагивают безопасность и благополучие всех жильцов дома.
При наличии "договора под ключ" проектная организация будет действовать на основании доверенности. Специалисты компании подготовят документы в соответствии со всеми требованиями и спецификой проекта, доставят их на дом, получат необходимые согласования от сторонних организаций, например, от автора проекта здания, и подадут заявление от имени владельца квартиры.Если же перепланировка будет согласовываться самостоятельно, то необходимо подать заявку на вызов инспектора через форму на сайте. Вам назначат дату осмотра квартиры, на который приедет инспектор Мосжилинспекции. Если комиссия не обнаружит нарушений, составляется акт согласования перепланировки квартиры после ремонта в четырех экземплярах: для собственника, Росреестра, Мосжилинспекции и БТИ. Только у собственника останется свой экземпляр акта, в БТИ и Росреестр он будет подан инспекторами.
Как правило, собственники недвижимости часто нарушают требования проекта, не задумываясь о последствиях. Например, убирают переливной порог в санузле или зашивают стояки отопления в короб из гипсокартона. Однако, из-за таких нарушений квартиру может не принять инспектор, поэтому надежнее сдавать ее на предварительный осмотр специалистов. Кстати, если вы выбрали "договор под ключ", то специалисты компании обязательно выявят и устранят такие недочеты!
Если вы решили провести перепланировку в своей квартире, то сперва вам нужно будет обновить технический паспорт.
Когда задача стоит на повестке дня, многие собственники не знают, что делать и как оформить документы корректно. Проектная организация может предложить услугу "договор под ключ", который позволяет заказчику получить готовый техпаспорт и сопутствующую документацию быстрее.
При согласовании на договор услуги, клентом необходимо только дать своё согласие и обеспечить доступ к квартире. Все взаимодействие с комиссией и приёмка осуществляются проектным бюро. Обычно специалисты проектного бюро уже знакомы с процедурой осмотра и знают, какие ошибки ремонта следует устранить перед приемкой.
Также проектная организация может сделать кадастровый учёт изменений в Росреестре, если это необходимо. Получение нового технопаспорта занимает несколько недель и все документы будут доставлены заказчику на дом в удобное время.
Важно понимать, что при любой перепланировке, которая приведет к изменению площади квартиры, необходимо обратиться в Росреестр. Процедуру можно произвести через МФЦ. Однако, стоит учесть, что кадастровый учет изменений и получение выписки из ЕГРН занимает минимум 14 рабочих дней, а процесс может растянуться на несколько месяцев.
Согласование перепланировки – довольно медленный и сложный процесс, особенно если речь идет об индивидуальных проектах, что часто бывает. Попытки сэкономить на проектной организации могут привести к отказам, множественным исправлениям при приеме квартиры, переделке ремонта и нарушению коммуникаций и стен. Исправление этих последствий обойдется гораздо дороже, чем стоимость услуг проектных организаций.
Создание проекта и подготовка документов, необходимых для подачи заявления на согласование перепланировки, для квартир площадью до 90 квадратных метров, стоит от 25 000 рублей и занимает не менее пяти рабочих дней.
Консультации специалистов, подготовка и доставка документов на дом и помощь в подписании акта о завершении работ могут обойтись в 5-10 тысяч рублей.
В среднем, для согласования перепланировки квартиры под ключ, проектировщики работающие по доверенности, берут на себя все этапы начиная от разработки проекта и подачи документов за собственника, и заканчивая проверкой качества ремонтных работ. Такие услуги обойдутся в 70–80 тысяч рублей, при условии, что перепланировка не слишком сложная. Время на оформление перепланировки под ключ может занять от 3 до 4 месяцев.
Если квартира имеет сложную перепланировку, то стоимость услуг будет выше, минимум на 60–120 тысяч рублей. Все из-за того, что проектировщикам придется обращаться к разработчикам дома за техническими заключениями, которые не предоставляются бесплатно.
Если нет времени и желания самостоятельно разбираться с бумажной волокитой и отслеживать каждый этап проведения ремонтных работ, то лучше довериться профессионалам. Несмотря на то, что самостоятельное согласование перепланировки за счет эскизов и типовых проектов может показаться дешевле, на самом деле это не так. Ведь услуги профессионалов весьма доступны и они предлагают индивидуальные пакеты услуг для каждого клиента, при этом не завышая цены.
* Стоимость услуг актуальна на август 2020 года и не является публичной офертой. Цены указаны для ознакомления.
Перепланировка жилых помещений является сложным процессом, который регулируется главой 4 Жилищного кодекса РФ и постановлением Правительства Москвы № 508-ПП. В соответствии с этими документами определен перечень допустимых действий. Кроме того, запреты на проведение перепланировки могут варьироваться в зависимости от этажа, архитектурных особенностей здания, состояния коммуникаций и строительных конструкций квартиры.
Перепланировка, часто включает не только изменение планировки, но и обновление оборудования, которое вписано в технический паспорт квартиры. В этом случае, необходимо учитывать дополнительные требования МЖИ. Если на кухне устанавливаются новые газовые приборы или их заменяют на электрические, то нужно вызвать техника из Мосгаза для проведения соответствующих работ. При замене газовой плиты на электрическую потребуется электропроект квартиры. Справку о выделенной мощности на квартиру можно получить в управляющей компании или ТСЖ. Для двухкомнатной квартиры необходимо выделить минимум 4 кВт мощности.
На стадии составления проекта можно обойтись без привлечения специалистов только в двух случаях. В первом случае, если планируется провести незначительные работы, связанные с изменением расположения сантехники, плиты или перегородок, не имеющих отношения к санузлу или кухне, например, устройство кладовой или проемов. В этом случае допустимо подготовить эскиз перепланировки на основе копии поэтажного плана квартиры. Это значительно проще и дешевле, чем разработка полноценного проекта. Однако, для других видов работ, указанных в пунктах 2 и 3 Приложения 1 к постановлению № 508-ПП, требуется составление проекта, и простой эскиз здесь не подойдет.
Во втором случае, квартира находится в серийном доме, и можно выбрать подходящий типовой проект из каталога ОАО "МНИИТЭП". Однако необходимо учитывать, что даже небольшие отклонения от типового проекта требуют составления полноценного проекта перепланировки, даже если это относится только к расположению сантехники.
Если требуется разработка нетипового проекта, то следует обратиться в проектную организацию, имеющую допуск СРО. Это документ, дающий право организации вести проектные работы. С проектной организацией заключается договор на авторский надзор, вместе со свидетельством о членстве компании в СРО и другими документами, который затем передаются в жилищную инспекцию.
Для разработки проекта перепланировки помещения необходимо обратиться в БТИ. Там хранятся технический план и схемы коммуникации, на основе которых составляется проект. В соответствии с правилами, установленными ГОСТом, проект состоит из нескольких частей.
Текстовая часть, включающая пояснительную записку с общими данными, описывает архитектурно-строительные решения, перечень инженерного оборудования, а также противопожарные и шумозащитные мероприятия.
Графическая часть проекта содержит планы квартиры до и после перепланировки с экспликацией помещений, схемы водоснабжения и канализации, экспликацию полов, план расположения сантехники с трубной разводкой и многое другое.
К проекту также прилагаются база нормативной документации, рекомендации к производству работ и информационная справка. Регламенты, сроки действия проекта и запрещенные работы также содержатся в информационной справке.
Для согласования перепланировки квартиры необходимо иметь специальный проект, который будет принимать Мосжилинспекция. Если у разработчиков такого проекта нет достаточного опыта в этой области, то получение всех необходимых разрешений и доработка проекта может затянуться на долгие месяцы. Это связано с тем, что для учета требований всех государственных органов нужны определенные знания.
Кроме того, готовится техническое заключение, которое определяет возможность проведения перепланировки. Его может подготовить инженер проектной организации, автор проекта дома или заменяющая организация. В случае, если автор неизвестен или такой организации уже не существует, следует обратиться к специалистам ГБУ "Экспертный центр".
Для начала процесса подачи заявления на согласование перепланировки необходимо провести замеры и осмотр квартиры, а также, при необходимости, соседних квартир сверху и снизу. После получения проекта перепланировки с техническим заключением, можно подавать заявление в отделении МФЦ или онлайн на сайте, указывая скан-копии документов. Важно, чтобы проект был заверен электронной подписью, которую помогут оформить специалисты проектной организации. Без проекта с техническим заключением, Мосжилинспекция не примет документы на рассмотрение.
Желая провести перепланировку квартиры, необходимо подготовить следующие документы:
- Заявление в Мосжилинспекцию (в соответствии с постановлением Правительства Москвы №508-ПП) со согласием всех собственников или нанимателей квартиры на перепланировку.
- Паспорта заявителя и всех собственников квартиры.
- Документы, подтверждающие право собственности на квартиру, или договор социального найма, а также выписка из ЕГРН (обязательно с синей печатью).
- Проект перепланировки (в двух экземплярах).
- Техническое заключение о возможности перепланировки (в двух экземплярах).
- Доверенность, если заявление подает не собственник.
- Технический паспорт на квартиру или поэтажный план и экспликация на помещение.
Для домов, где была проведена техническая инвентаризация, паспорта и планы помещений хранятся в МосгорБТИ, и Мосжилинспекция запросит их самостоятельно. В случае, если квартира находится в новом доме и технический паспорт отсутствует, либо его подготовила другая организация, необходимо заказать техпаспорт отдельно. Можно обратиться в МО БТИ или Ростехинвентаризацию. Срок изготовления техпаспорта составляет около 10 рабочих дней. Если осмотр в квартире не проводился вообще или его проводили более 5 лет назад, необходимо вызвать техника из соответствующей организации для осмотра. В этом случае получение техпаспорта выйдет дороже.
При необходимости согласования уже выполненной перепланировки квартиры, список документов остается аналогичным, за исключением двух пунктов. Вместо проекта перепланировки, нужно подготовить техническое заключение об оправданности и безопасности перепланировки. Подобное заключение готовит проектная организация или автор проекта дома. Технический паспорт следует принести в двух вариантах: первый паспорт до перепланировки, а новый, в котором все изменения отмечены красными линиями. Стоит отметить, что техническое заключение составляется, только если ремонтные работы уже выполнены.
При оформлении перепланировки квартиры в ипотеке, кроме стандартного списка документов, потребуется разрешение от банка, с которым заключен договор. Хотя Мосжилинспекция его не спрашивает, для того, чтобы избежать проблем с кредитом, необходимо его получить.
При согласовании перепланировки квартиры под ключ, проектировщики по доверенности займутся оформлением и подачей всех необходимых документов.
Как получить разрешение на перепланировку: порядок согласования
Согласование заявлений на перепланировку занимает от 20 до 30 рабочих дней и производится Мосжилинспекцией. Опытные проектные организации сотрудничают с административными органами, чтобы повысить шансы на получение разрешения как можно скорее.
Если перепланировка требует составления проекта и проведения авторского надзора, то вместе с разрешением на перепланировку выдается журнал производственных работ. В этом журнале содержатся необходимые технологические решения, утвержденный перечень материалов и последовательность действий. Разрешение на перепланировку действует в течение года и может быть продлено на срок, не превышающий шести месяцев.
Существует законодательство, которое требует заносить все последующие изменения в конфигурации помещения в новый технический паспорт, а затем регистрировать их в Росреестре. Только после выполнения указанных процедур согласование перепланировки квартиры будет завершено.
В случае самостоятельного согласования перепланировки квартиры могут возникнуть трудности, связанные с необходимостью организации подготовки необходимых документов для подачи заявления на согласование. В частности, необходимо будет самостоятельно получить технический паспорт БТИ и вызвать техника для осмотра помещения. Далее, придется разобраться с заполнением заявления, а также определиться с количеством копий, необходимых для подачи документов в Мосжилинспекцию. После этого следует отнести необходимые документы в МФЦ и взаимодействовать с сотрудниками контролирующих органов.
Фото: freepik.com