Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы
Таможенная очистка груза – это необходимая процедура, которую также называют растаможкой, и которую обязаны пройти все товары при пересечении границы государств или их групп. В силу сложного таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), прохождение таможенной очистки груза самостоятельно может оказаться непростой задачей.
Чтобы процедура таможенной очистки прошла быстро, без проблем и задержек, компании зачастую обращаются за помощью к специализированным организациям – таможенным представителям (агентам). Эти организации помогают клиентам разобраться в сложностях и тонкостях процедуры таможенной очистки грузов, которые ввозятся на территорию РФ и ЕАЭС.
Если вы хотите узнать больше о процедуре таможенной очистки грузов, которые пересекают границу РФ и ЕАЭС, то обязательно прочитайте нашу статью.
Таможенная очистка грузов: понимание сущности
В основном, таможенная очистка груза - это процесс таможенного оформления и уплаты таможенных пошлин. В этой работе, таможенный брокер, или таможенный представитель, является агентом, который может на основании заказа заказчика выполнять любые действия по таможенной очистке груза.
При движении груза через границу он попадает под рубрику одной из таможенных процедур, которые определены Разделом IV Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (TK ЕAЭС или Кодекс). Основными процедурами являются: выпуск товара для внутреннего использования (импорт) и экспорт. Кроме того, существуют и другие таможенные процедуры, такие как транзит (через территорию таможенного союза), переработка, реимпорт, реэкспорт, хранение иностранных товаров на таможенном складе, уничтожение грузов и т. д.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 289-ФЗ) предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию РФ из стран, не являющихся членами Таможенного союза, декларант должен внести предварительные данные о перевозке товаров на таможенный орган, а также указать место и время пересечения границы Евразийского экономического союза. При необходимости могут быть предоставлены сертификаты, разрешения, лицензии или другие документы. Затем декларант выполняет таможенные операции, связанные с размещением груза на временное хранение на таможенном складе или с их таможенным декларированием. Согласно статье 12 Закона № 289-ФЗ, указанные действия могут выполнять заинтересованные лица, такие как таможенный брокер или представитель компании, владеющей грузом.
Таможенный союз ЕАЭС является организацией, направленной на создание единой нормативной системы для всех государств-участников, в число которых входят Российская Федерация, Киргизия, Беларусь, Казахстан и Армения. Страны ЕАЭС имеют общие таможенные тарифы, а также другие меры регулирования торговли в отношении стран-партнеров. При взаимных отношениях между странами ЕАЭС, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. На территории ЕАЭС существуют сокращенные правила транспортировки грузов.
Процедура таможенной очистки при экспорте:
При экспорте товаров за пределы РФ заявитель или его представитель должны предоставить таможенному органу необходимые сведения и документы, указанные в статье 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Для каждого вида транспорта, определенного в Кодексе, перечислены документы, в которые обязательно входит таможенная декларация. Документы также могут быть представлены в электронном виде, но таможенный орган вправе запросить оригиналы в любой момент.
Важно учитывать, что информация, заявленная в Таможенной декларации, должна содержать список товаров и их коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (международная система классификации товаров) или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Определение правильного кода для каждого товара является важным аспектом, который может стать непростой задачей для неподготовленного лица. Ошибка в данном случае может привести к неприятным последствиям.
После того, как таможенный орган выдает документы для убытия товаров, на декларации делаются соответствующие пометки. Грузы, у которых имеется статус товаров Таможенного союза, могут быть вывезены из РФ в государства-члены ТС без ограничений, если это не запрещено международными договорами или законодательством РФ.
Процедура таможенной очистки при импорте имеет некоторые сходства с процедурой экспорта. Однако, чтобы пройти растаможивание, необходимо определенное количество условий, а именно, уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы. Это должно быть выполнено до того, как товары будут выпущены в свободное обращение. Следует отметить, что термин «таможенная очистка» почти всегда используется в связи с импортом в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Активность таможенных брокеров по растаможке грузов обычно включает два уровня: подготовительный и таможенную очистку. Первый этап заключается в анализе полученных данных, рассмотрении таможенных пошлин, определении кодов товаров по товарной номенклатуре ВЭД и заполнении декларации на товары.
На следующем этапе таможенный брокер начинает взаимодействовать с таможенными органами. Он должен заполнить транспортные документы, заплатить сборы и рассчитать пошлины и налоги. Чтобы осуществить эту работу должны быть осведомлены о последних изменениях таможенного законодательства, которое, кстати, считается одним из самых сложных в мире. Если у вас нет уверенности в таможенных процедурах, то лучше обратиться к брокеру. Как правило, компании, выступающие таможенными агентами, предлагают услуги по перевозке и таможенной очистке в комплексе — т.е. "под ключ", что является удобным и для клиента.
Кроме того, стоит помнить, что к ввозным (импортным) таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы. Вывозные (экспортные) платежи включают вывозную таможенную пошлину и таможенные сборы. Ввозные пошлины устанавливаются Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), тогда как вывозные пошлины — Правительством РФ.
Правовые аспекты в таможенной деятельности России основаны на следующих основных документах: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закон РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в редакции от 3 августа 2018 года).
Вступление в силу ТК ЕАЭС в 2018 году явилось причиной создания закона № 289-ФЗ. Применительно к этому, федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» действует до 2020 года лишь в отдельных статьях.
Важно отметить, что последние версии этих документов представлены в соответствии с новыми тенденциями законотворчества и не перегружены деталями, что дает возможность понимать их. Однако, помимо этих документов, существует большое количество подзаконных правовых актов, писем и мероприятий, которые издается Федеральной таможенной службой (ФТС), Правительством РФ, на интересующие структуры и самими таможнями. Именно поэтому в области таможенного права существует множество проблем, коллизий и противоречий, с которыми сталкиваются многие компании, работающие в сфере экспорта и импорта товаров.
Часто таможенные брокеры помогают в облегчении процесса таможенной очистки для товара клиента. Они имеют большой опыт в разрешении подобных вопросов.
К сожалению, сотрудники таможенных органов не всегда действуют в соответствии с законом и могут воспользоваться юридической неграмотностью компаний, участвующих в внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Например, инспектор может недопустить заявленную таможенную стоимость товара или не оформить его в соответствии с выбранным таможенным режимом. Иногда участникам ВЭД запрашивают несуществующие документы, возникают задержки возврата излишне уплаченных таможенных платежей или инспекторы могут отказать в принятии декларации из-за малейшей ошибки в документах.
Решение таких проблем без максимально компетентной помощи специалиста в области таможенного дела остается не всегда практически выполнимым.
Как избежать рисков при таможенной очистке грузов
Когда дело касается прохождения таможенных процедур, компания может уменьшить риски, наймом сотрудника на эту должность или обращением к лицензированному таможенному брокеру. Быть специалистом в компании имеет смысл только для крупных предприятий с огромным потоком товаров, подлежащих таможенной очистке. В случае с остальными компаниями гораздо выгоднее обратиться к таможенному брокеру, так как это позволит снизить затраты на содержание штатного специалиста и одновременно уменьшить риски при прохождении таможенных процедур. Это особенно важно при транспортировке товаров, которые подлежат более тщательной проверке, то есть входят в группу риска. Такой перечень товаров постоянно обновляется таможенными органами, поэтому необходимо знать актуальную версию закона, чтобы снизить риск попадания товара под такую проверку.
Самостоятельное или неквалифицированное взаимодействие с таможней может привести к неприятным последствиям: от задержек в таможенной очистке до получения крупных штрафов и конфискации товаров.
Для избежания рисков при экспорте или импорте товаров имеет смысл обратиться к таможенному брокеру, особенно если в компании никого нет, кто знает данную область, или если товар проходит через новый таможенный пост. Таможенная очистка грузов – это сложная процедура со множеством нюансов, которые могут привести к значительным потерям времени и денег. Процесс передвижения всех грузов, которые поступают на конкретную таможню, зависит от работающих там инспекторов, поэтому лучше доверить взаимодействие с ними профессионалам.
Фото: freepik.com