10.03.2023

95-летию Георгия Владимировича Пионтека посвящается

«Шел снег, костры горели» – под таким названием в газете «Советская культура» за 1 декабря 1987 года была опубликована небольшая заметка, автор которой – Г. Пионтек.

https://portal-kultura.ru/upload/iblock/fe8/1987.12.01.pdf

«Шел снег, костры горели» – под таким названием в газете «Советская культура» за 1 декабря 1987 года была опубликована небольшая заметка, автор которой – Г. Пионтек. «Близ столицы Ханты-Мансийского национального округа, – говорилось в заметке, – открылась первая очередь этнографического парка-музея. Здесь на семи холмах, поросших вековыми кедрами, елями, сосной, разместились старинные постройки. А неподалеку – лесное капище с коллекцией древних скульптур.

Честь перерезать ленточку предоставили старейшей учительнице округа, народной сказительнице Анне Митрофановне Коньковой. Известный мансийский писатель, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького Юван Шесталов рассказал о целях и задачах комплекса.

Среди падающего снега, у традиционных костров долго звучали песни ансамбля «Поющая сказочница», руководимого Евдокией Нёмысовой, а также ансамблей «Миснэ» и «Югра», других фольклорных коллективов».

https://portal-kultura.ru/upload/iblock/fe8/1987.12.01.pdf

Это, наверное, одна из немногих публикаций в тогдашней советской прессе, посвященной открытию в мало кому известном городке в Сибири этнографического парка-музея.  Кто он, автор этой заметки о событии в Ханты-Мансийске? Что известно об этом человеке первостроителям музея: Зое Никифоровне Лозямовой, Татьяне Александровне Видиновой (Молдановой) и др. Эти вопросы возникли у меня, когда мы начали собирать информацию по истории музея в период подготовки первой Международной научной конференции «Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое» в 2012 году, в год 25-летия «Торум Маа». Ни в одной официальной истории музея имя Г. Пионтека не упоминалось.

Сейчас уже не вспомнить, как были установлены имя и отчество Георгия Владимировича Пионтека. С большой долей вероятности – из поисков подробностей об авторе заметки, о которой шла речь выше. Она была упомянута в библиографическом указателе «Ханты-Мансийск: 1637-1999. Город в лицах, датах и фактах» (Тюмень, 2000. С. 288) в статье, посвященной Парку-музею под открытым небом «Торум Маа».

Поиск информации об авторе заметки привел в Википедию: «Гео́ргий Влади́мирович Пио́нтек (10 марта 1928, Ленинград — 2 июня 2005, Санкт-Петербург) — архитектор-художник, культуролог, этнолог. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1958). Участвовал в разработке проекта восстановления Нижнего Парка Петергофа, затем работал в Гипротеатре, реставрационной мастерской, Леноблпроекте, ЛенЗНИЭПе, Художественном фонде РСФСР, проектно-архитектурных и художественно-производственных учреждениях. Создатель и руководитель (1995—2005 гг.) Петербургского научно-исследовательского и культурно-просветительского центра «Человек и среда». Основное направление деятельности — ландшафтно-парковая архитектура и музеи под открытым небом…».

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Пионтек,_Георгий_Владимирович

Георгия Владимировича Пионтека мало было называть архитектором или художником, культурологом и этнологом. Это  человек невероятной эрудиции, знаток национальных культур, который проектировал ландшафтные парки в Средней Азии и Западной Украине, изучал памятники древности в Закавказье и Северном Поволжье и был фанатично предан идее спасения объектов культурного наследия. Он автор ряда крупных проектов (лишь некоторые из которых были осуществлены), таких как Парк Мечта (Чорбог Умид) под Шахрисабзом, Усть-Тосненский комплексный заказник с военно-историческим музеем «Ивановский пятачок», реставрации парка Дубки в Сестрорецке и др.  Г. В. Пионтек – один из создателей Зелёного пояса Славы Ленинграда, ему же принадлежит инициатива и основная часть разработки проекта Дома-Музея Ф. М. Достоевского в Ленинграде (Санкт-Петербурге), дома-музея, который стал одним из главных организаторов «Дней Пионтека», которые проводятся с 2006 г. в Санкт-Петербурге. «Дни Пионтека» — это встречи, выставки, дискуссии и творческие вечера, темы которых связаны с широчайшим кругом сфер интересов и творчества Г.В. Пионтека, с осмыслением духовного наследия этого удивительного и самоотверженного человека. Они были инициированы друзьями, последователями и учениками Георгия Владимировича, проводятся под эгидой Санкт-Петербургского союза учёных (СПбСУ), активным членом которого был Г.В. Пионтек и где в 2005 г. – сразу после кончины Георгия Владимировича, – была создана Группа по сохранению его творческого наследия.

 

И «народная энциклопедия», и сайт, созданный друзьями, последователями и учениками Георгия Владимировича, среди немногих реализованных им проектов называют «национальный парк-музей под открытым небом «Торум-Маа» под Ханты-Мансийском». При этом, там же, на сайте,  отмечается, что в самом музее «Торум Маа» об этом мало что известно.

Попробуем восстановить справедливость, выяснить роль Георгия Владимировича Пионтека в создании Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» и, по возможности, собрать все, что сегодня, по прошествию более 35 лет, сохранилось.

Информация о Георгии Владимировиче Пионтеке из Википедии стала той отправной точкой поиска данных об этом человеке.  В архиве музея есть несколько фотографий с церемонии открытия музея 30 октября 1987 года. Они хранились в фондах Окружного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы, потом их копии были преданы в музей. На них – официальные лица, партийные и советские работники, представители национальной интеллигенции, узнаваемые лица. Но не на первом плане – бородатый мужчина в шляпе, имя которого некоторое время назвать никто не мог.  Теперь имя этого человека установлено – это Георгий Владимирович Пионтек.

Слева направо: Александр Васильевич Филипенко (по официальной биографии – в то время – второй секретарь окружкома КПСС), Николай Павлович Барышников – в те годы первый председатель Тюменской областной Думы (1994-1998), Геннадий Семёнович  Корепанов – заведующий отделом Ханты-Мансийского окружкома КПСС, Анна Митрофановна Конькова – «старейшая учительница народная (мансийская) сказительница, за ее спиной вполоборота Юван Шесталов, в те годы директор Окружного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы, мансийский поэт, писатель. За ним Георгий Владимирович Пионтек, Валерий Андреевич Чурилов – первый секретарь окружкома КПСС ХМАО (1985―1990), далее – вполоборота, в очках – Анатолий Константинович Ушаков, председатель Ханты-Мансийского окрисполкома (март 1987 – 1989).

На открытии музея выступает  Юван Шесталов, в те годы директор Окружного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы, мансийский поэт, писатель. Рядом с ним Геннадий Семёнович  Корепанов – заведующий отделом Ханты-Мансийского окружкома КПСС, Валерий Андреевич Чурилов – первый секретарь окружкома КПСС ХМАО (1985―1990), за его спиной Георгий Владимирович Пионтек, справа –   Анатолий Константинович Ушаков, председатель Ханты-Мансийского окрисполкома (март 1987 – 1989).

«День был сырым, пасмурным. Повалил мокрый снег, – вспоминал Е.Д.Айпин, – Тем не менее все гости, приглашенные на празднование 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, приехали к подножию холма. Первым выступил В.А. Чурилов, затем А.К. Ушаков. Пламенную речь произнес Юван Шесталов. Остальных выступлений не помню». Видимо, Г.В. Пионтек на открытии не выступал.

Предположительно: выступление Анны Митрофановны Коньковой на открытии музея. На переднем плане слева направо: Юван Шесталов, в те годы директор Окружного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы, мансийский поэт, писатель; Анна Митрофановна Конькова – «старейшая учительница народная (мансийская) сказительница; Валерий Андреевич Чурилов – первый секретарь окружкома КПСС ХМАО (1985―1990). На заднем плане, за спиной А.М. Коньковой Георгий Владимирович Пионтек.

В 2012 году Никита Партанов, научный сотрудник музея «Торум Маа» записал несколько интервью с первостроителями музея. Приведем отрывок из воспоминаний Галины Ильиничны Егоровой, в те годы – заведующей отделом пропаганды и агитации окружкома партии КПСС:

«…Затем была встреча с руководителем Окружного научно-методического центра, поэтом Юваном Николаевичем Шесталовым (1937-2011), архитектором-художником, культурологом, этнологом из Санкт-Петербургского Научно-исследовательского и культурно-просветительского центра «Человек и Среда» Георгием Владимировичем Пионтек (1928-2005), который был автором идеи музея под открытым небом «Торум Маа» в городе Ханты-Мансийске. Я попросила архитектора: «Расскажите, что представляет собой этнографический музей? Я до этого не видела музеи коренных народов. Он отвечает: «Не волнуйтесь, я вам расскажу, возьмите бумагу и записывайте…». Я, записала, как сейчас помню, он мне продиктовал двенадцать секторов этого музея. ЭТО: хантыйский, мансийский сектора, сектор связи с экологией, флорой и фауной, хозяйственные постройки, охота и рыбалка отдельно. Идея заключалась в том, чтобы посетители могли участвовать в этом процессе, а не просто созерцать. И могли что-то сделать своими руками. Перед музеем должны были быть сувенирные лавки и там должны работать мастера и учить тех, кто пожелает сделать сувенир. И продавать эту продукцию посетителям музея. Эта идея музея меня очень вдохновила…. И мы организовали стройку музея…»

                                               Зап. Н.К. Партанов. Из архива музея «Торум Маа». 2003. Опубликовано: Партанов, Никита. Как Музей Торум Маа стал народной стройкой. Уральский следопыт. – 2019. – №6. – С. 28-30. https://uralstalker.com/stalkerpdf/2019/06/28/

Более ранняя фотография из коллекции Т.А. Молдановой (в те годы Татьяны Видиновой) – одного из активных участников строительства музея, свидетельствует о непосредственном участии Георгия Владимировича в самом процессе создания музея:

Позднее, когда в распоряжении музея «Торум Маа» оказался уникальный документ – рабочий дневник Ювана Шесталова за 1987-1988 годы, годы активного строительства регионального этнографического музея, появились новые данные участия Г.В.  Пионтека в его создании.

Первые записи в дневнике датированы 23 августа 1987 года.  И уже через несколько страниц появляются  краткие заметки о задачах по созданию музея.

«2 сентября.  Провести окружной субботник… средства на создание этнографического музея». И далее список организация для участия в субботнике.

На следующей странице новая запись: «Нужен сторож», и далее, среди вопросов, которые нужно решить у Корепанова (в те годы

Геннадий Семёнович Корепанов – заведующий отделом Ханты-Мансийского окружкома КПСС) по вопросам соцкультбыта –жилье, квартира музея.

О7-ом сентября  1987 года в дневнике Ювана Николаевича несколько кратких заметок:

«7 сентября.

Аппаратная.

Письма

а) «Живая этнография», Екатеринбург;

б) «Загадки манси», Новосибирск,

Парк-музей «Этнографический музей под открытым небом»…

И на следующей странице, также датируемой 7 сентября, впервые упоминается фамилия Г.В. Пионтека: «Договорится о деньгах (командировках) Пионтека, Райшева». Причем в партнерстве с Г. Райшевым, жившим тогда в Карпинске Свердловской  области.

Сохранились воспоминания Геннадия Степановича Райшева, записанные в 2010 году Н.К. Партановым: «В тот период руководителей окружного дома народного творчества был Иван Николаевич Шесталов. Он говорит мне: «Там надо что-то сделать….». Я отвечаю: «Хорошо!». Посмотрел много литературы, все что связано с идолами. Мне понравилась книга этнографа Иванова, который представил все типы скульптур,  не только угро-финнов. Поэтому я решил еще раз пересмотреть идеи и найти возможности, чтобы сделать комплекс работ, связанных с тем, как люди относились к своей скульптуре. За которыми они много видели, скульптурным изображениям которых поклонялись, что у них просили. Там были и одноголовые скульптуры, был «семиголовик»… Решил сделать образ от бытового человека до восходящего.  Чтобы видели, как рождаются мысли, от бытового начала до возвышения… Семь скульптур. Они имеют отношение к бытовой жизни, они стали скульптурами обобщающего типа… Делали это достаточно быстро…» (Источник: цифровой архив музея. Опубликованные материалы не обнаружены).

Для полноты картины – цитата из рабочего дневника И.Н. Шесталова за 21 декабря 1987 года: «По многим причинам известный хантыйский, знаменитый хантыйский художник Геннадий Степанович Райшев не живет в Ханты-Мансийске… Но душа его – на земле предков. И когда я позвал его срубить изображения наших идолов, скульптурные изображения духов-предков – он откликнулся. И приехал. Хотя был тяжело болен. Прямо из больницы приехал. Рубить сам не мог. Но мыслить творчески, нарисовать, сделать эскизы – мог.  И по его рисункам, под его непосредственным руководством молодой хантыйский художник Леонид Юдин срубил идолов. Так что неординарные лики духов идолов сотворены мастерством двух хантыйских художников. Их мастерству удивлялся, своеобразному видению удивлялся Георгий Владимирович Пионтек, ленинградский художник, построивший на своем веку не один парк-музей в нашей стране».

Сохранились свидетельства этого УДИВЛЕНИЯ: графические работы Георгия Владимировича Пионтека, которые были опубликованы на посвященном ему сайте и в сборнике «Георгий Пионтек. Человек и Среда / Сост. В. К. Кузнецов, А.Н. Тулякова, Н. В. Шварц. СПб: Серебряный век, 2017.. С. 82-83).

Источник: Георгий Пионтек. Человек и Среда / Сост. В. К. Кузнецов, А. Н. Тулякова, Н. В. Шварц. СПб: Серебряный век, 2017.- С. 80-82.

Позднее появился еще один очень важный для нашей истории документ: киноочерк «На холмах Торум Маа», который был снят на территории открытой экспозиции музея в 1988 году и посвящен созданию этнографического музея под открытым небом «Торум Маа». Ссылка: https://youtu.be/4ciwgWFLtjc?t=299 .

«И в прошлом году, в это время примерно мы начали здесь строить музей под открытым небом, – говорит в сюжете Юван Шесталов, вспоминая начало народной стройки, –  Вы тогда, спасибо,  Георгий Владимирович, вы откликнулись, и, как архитектор из Ленинграда, приехали сюда. И первые постройки появились именно тогда… И теперь вот мы уже скоро год … Георгий Владимирович привез план, составленный им, и, думаем мы, уже дальнейшее строительство будет более планомерное. Чтобы не просто так, как раньше, мы делали».

Для тех, кто не посмотрит сюжет, приведем несколько высказываний Георгия Владимировича, прозвучавшие в фильме:

«Мне хотелось тоже сказать несколько слов. Дело в том, что все мы, конечно, должны быть очень благодарны тому начинанию, которое возникло здесь, в Ханты-Мансийске, и вот почему: сейчас, когда так остро стоит вопрос об экологическом неравновесии на земном шаре, мы можем наглядно увидеть, как высоко было искусство экологического хозяйствования… вот в этих во всех постройках, в том, как они сделаны. В той конструкции, которую они придумали. Мы должны учиться мудрости народной, системе конструкций…

Вот только что мы с вами увидели, как прекрасно стоят лабазы на столбах. Ведь действительно, никакой грызун туда не попадет. Ему туда просто невозможно попасть, он падает… И таким образом здесь все сделано… Или мы посмотрит вон там, дальше реликварий для костей медвежьих. Ведь он тоже имеет такую же конструкцию, уникальную совершенно конструкцию. Она также просто сделана…

Дальше, о сроках амортизации… Ведь прошло сто, двести лет. Дерева нет. Оно гниет. Нарушили мы структуру земли? Нет, оно обратно туда и ушло, откуда оно пришло.

До тех пор, пока мы не поймем, что мы дети земли, нам ничего не исправить ни у нас в стране, ни во всем мире. Поэтому мы должны учиться у народов, у тех народов, детьми которых мы являемся, независимо от нашего происхождения, национальности…»

«Юван Николаевич, что значит нет преемственности. Во-первых, мы русские… Кто такие русские вообще? Это славяне, плюс финские народы, которые жили на этой территории, как вы знаете прекрасно не хуже меня, верно ведь? Даже возьмите топонимику, даже по названиям это все видно.    Русские тем и велики, что они впитали в себя самые замечательные традиции тех народов, которые жили на этом месте. Ведь вот в чем дело.

Россия ведь не из ничего произошла. Мало было крестить, надо было еще и впитать в себя все это замечательное, иначе бы просто этот народ не стал бы таким великим и грандиозным, он бы не расселился на такой грандиозной территории. Именно уважение к культуре… И поэтому, Вы извините меня, конечно, но я считаю вас, хоть вы и моложе меня, но вы вроде бы предок мой, поскольку, так сказать, и финно-угорская кровь течет в каждом русской человеке. Вот это очень важно!»

«Я думаю, что если вот этот комплекс получится у нас, если мы сможем туда перевести все лучшее, что было сделано наш ми жителями ханты-мансийской земли, мы сможем, уже отталкиваясь от высокой культуры, создавать нашу советскую, новую архитектуру, прекрасную, которая не будет похожа на эту по форме, но зато она, по существу, будет плоть от плоти, кровь от крови нашего народа. Вот о чем идет речь».

Нам еще предстоит, по возможности, найти те документы, которые упоминает в своем рассказе Юван Шесталов. Совершенно очевидно, что надо снова и снова обращаться к опубликованному наследию Георгия Пионтека при работе над уточнениями действующей концепции развития музея. Может быть, стоит вспомнить о тех 12 секторах, которые планировалось при начале строительства музея? Или 10, о которых упоминает в своих публикациях Е.Айпин? И дополнить историческую справку музея, вписав в нее новые страницы и новые имена.

И включить в нее память о человеке редкой внутренней культуры и широчайшей эрудиции, в сфере интересов которого были архитектура и садово-парковое искусство, этнография и музееведение, история науки и техники и многое другое. Пионтек был ещё и настоящим интернационалистом, истинным патриотом и прекрасным учителем, сумевшим привить не одному поколению умение видеть, понимать и ценить свой город, постигать и уважать культуру разных народов нашей страны.

Очевидно, настояло то время, о котором писал Юван Шесталов в своем дневнике:   «В чувале весело играет огонь. У огня – хозяйки, мастерицы. Татьяна Видинова, Ульяна Шульгина. Это они сотворили чувал из еловых кольев, из глины. Делали все так, как предки – казымские женщины. Сохранят ли они на всю жизнь весёлый энтузиазм, проявленный ими в эту необычную осень, когда они вместе с мужчинами из рода  манси – ханты – русских строили, оживляли семь холмов?

Кто оживлял, кто строил? Кому какое дело! Важно не имя, важно дело. Если надо – имена назовет время. Время беспристрастно. Время неотвратимо. Теперь я знаю это. Оно течет. Течет во мне,  в тебе, во всех. И оно истекает для всех. Но кто-то оставляет о себе память».

Одно из многих имен названо: Георгий Владимирович Пионтек.  Человек, который более тридцати лет работал над созданием комплекса «Человек и Среда». Комплекса, в котором должны быть отражены история, культура и быт 150-180 народов, живущих на территории всего бывшего Союза. Который должен объяснить, что чистых наций не бывает. Комплекс, идею которого он, по собственному признанию, «почерпнул у Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Как было бы интересно создать музей, размышляет писатель, в котором история архитектуры проходила перед глазами человека, и можно было бы посмотреть ее от самого рождения». Комплекс, для создания которого он изъездил, пешком исходил, изучая быт и культуру больших и малочисленных народов, огромные её пространства – Дальний Восток, Прибалтика, Поволжье, Кавказ, Приуралье, Средняя Азия и Заполярье.  «У меня сложилось уважительное отношение ко всем народам. Я не знаю великих и невеликих. Всякий народ может быть велик как с точки зрения его многочисленности, так и вклада в историю».

География его проектов не менее широка. И, наверное, важно, что на пути Георгия Владимировича Пионтека оказалась и Югра с ее древней культурой, которая добавила частичку своего колорита в его грандиозный проект.


Сегодня Георгию Владимировичу Пионтеку исполнилось бы 95 лет.

Материал собрала и обработала Э.П. Сургутскова

 

Последние новости

Путин заявил о балансировании Банка России между борьбой с инфляцией и кредитованием

Банк России вынужден балансировать между ожесточенной борьбой с инфляцией и поддержкой кредитования.

Штормит. Цены на вторичку в Сургуте растут, а в Нижневартовске падают

Аналитики заметили изменение цен на рынке вторичной недвижимости за последнюю неделю в городах ХМАО.

Майские традиции

Апрель – традиционное время наведения чистоты и порядка, а субботники – добрая традиция, объединяющая коллектив.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *