15.07.2023

Фотографии – живые и настоящие

 Любовь Фёдоровну Башлыкову я встретил случайно, на улице.

– Эта фотовспышка точно не хуже вашей, – говорит Любовь Фёдоровна. Многие предметы экспозиции и сейчас в рабочем состоянии

 Любовь Фёдоровну Башлыкову я встретил случайно, на улице. «На ловца и зверь бежит», – обрадовалась она и спросила: «Не сохранилось ли у вас старой фототехники? Мы как раз выставку готовим».

Я обещал покопаться, но еще раньше, и как раз в День фотографа, нагрянул в гости к городскому Совету ветеранов – именно здесь, по адресу 2-91, на следующей неделе обещают открыть новую выставку.

Начиналась она как выставка ретрофототехники, прирастала старыми фотоаппаратами, фотоувеличителями, вспышками и другими раритетами. Затем музей истории любезно предоставил снимки Урая того времени, когда он был совсем юным. Затем появились личные снимки из личных фотоколлекций горожан – еще довоенные и едва ли не самого начала XX века.

В общем, экспозиция, которая сначала обещала занять только уголок зала, уже вышла за его пределы – часть разместят в фойе. А между тем идеи продолжают появляться.

– А здесь мы сделаем фотозону. Будем фотографировать желающих, но не в цвете, а в черно-белом, чтобы вернуть, погрузить людей во времена нашей юности. Начали раскладывать, и тут появилась мысль: а давай вот это сделаем, и вот это, а давай еще вот это. И все прирастаем и прирастаем – и идеями, и экспонатами. Так что пока находимся в рабочем процессе, – рассказывает руководитель волонтерского отряда «С.А.М.И.» Лидия Фёдоровна Перевозкина.

Союз активных, мудрых и инициативных – так расшифровывается название движения «серебряных» волонтеров при Совете ветеранов.

Любовь Башлыкова – его участник, она – фотоволонтер и фотолетописец Совета.

– Наш внештатный корреспондент, – говорит о ней Лидия Перевозкина. – Она видит нас так, как мы не увидим, подмечает то, что мы даже сами не замечаем.

И мы благодаря ей можем рассказать о деятельности городского Совета ветеранов и нашему городу, и окружному совету, да еще и показать.

– А как для вас самих начинался путь к фотоискусству? – спрашиваю Любовь Башлыкову.

– Во-первых, все это из детства. Когда я росла, фотографией интересовались буквально все. Это было интересно, здорово – фиксировать события, происходившие рядом с тобой.

А во-вторых, мой старший брат Владимир тоже занимался фотографией. Он старше меня на десять лет, кстати, одно время работал в редакции, первым в городе открыл цветное фото – его небольшой салон как раз был в том же доме, где сейчас находится Совет ветеранов.

Брат был для меня иконой – я читала те же книги, что и он, и именно мне, десятилетней, он адресовал свои письма из армии. Потихоньку при нем я пробовала сама. И успела освоить самые азы.

Потом, случайно побывав на встрече в урайском фотоклубе, где я около года вела занятия для его сверстников, он уже у нас дома с восторгом будет делиться впечатлениями: мол, какая Любаша у нас умница. И это станет для меня лучшей наградой.

А тогда со временем все как-то забылось – вроде и не нужно было. А потом опять вернулась на эту стезю – поступила в Тобольское культпросветучилище, на отделение кинофотосамодеятельности.

Снимала на советскую кинокамеру «Красногорск», занимаясь в студенческой киностудии «Юность». В Тобольске она была довольно известна, мы специализировались на исторических съемках, а летом ходили вместе со студентами педагогического института в экспедиции, и тоже – за кадрами для исторических роликов. А вот моей дипломной работой стало «Путешествие в Югорию» – я рассказала о васюганских ханты. И на всероссийском конкурсе документальных фильмов эта лента получила первый приз.

Однажды, еще студенткой, снялась и сама – в рекламном киноролике нашего училища. И тогда впервые увидела саму себя на экране. Изумление полное: ты здесь, и одновременно ты – там, живешь своей, отдельной жизнью. Это было что-то волшебное.

А затем… Меня приглашали остаться в Тобольске, в культпросветучилище, но я хотела домой. У меня был свободный диплом, а выпустились мы как раз в декабре, когда все рабочие места заняты. Я ходила по Ураю, показывая свои документы, так сказать, портфолио. Все хвалили: «Какая ты молодец». Но работы не было. Тогда вернулась в Тобольск и стала работать в той же «Юности».

Но вскоре, по семейным обстоятельствам, мне пришлось опять приехать в Урай – мама была одна. И к фотографии я вернулась бог знает когда.

– А как?

– Внезапно появилась потребность выразить себя в рисунке. Попробовала – вроде бы получилось, вроде как оценили. Но я не могу долго заниматься одним и тем же. И я подумала: зачем ходить вокруг да около – возьмись за дело, которое ты знаешь. Сначала фотографировала спонтанно все, что происходило – в семье, у друзей, сам город, который рос на моих глазах, и людей, которые с годами меняются тоже.

Но чаще всего события, которые происходили в Центральной библиотеке – именно здесь, именно в этом здании по адресу 2-91. Здесь все было динамично, все интересно и все менялось. А потом оказалось – то, что я снимаю, интересно и другим людям.

Я-то считаю, что ничего выдающегося в моих снимках не было, но взгляд у любого фотографа все равно есть, и он свой, уникальный. Продолжая заниматься фотографией, в любом случае совершенствуешься, а со временем совершенствовалась и техника. Завершилась эпопея с пленочными фотоаппаратами – настало, впрочем, оказавшееся недолгим, время цифровых «мыльниц». Нет, они были очень удобны, особенно если едешь в отпуск – берешь их и без проблем, общими планами снимаешь.

Но вот отношение с цифровой «зеркалкой» нужно было строить немного по-другому. Даже если фотографируешь в авторежиме – все равно, прежде надо увидеть кадр.

– А что в кадре?

– Сейчас мне интересны именно люди.

Рассматривая старые фотографии, видишь, насколько изменилась сама ментальность. Сегодня лица другие, абсолютно. Подчас они ничего не выражают и просто мертвы. Понаблюдайте за любительницами делать селфи. Многие из них изображают на лице гримасу и с этой маской на лице замирают на доли секунды. Они уже готовы фотографироваться…

На старых фотографиях люди живут. Они не замирали, даже позируя, не надевали масок, но были свободны, были самими собой. И поэтому на снимках и сегодня все живы.

– Репортажные снимки вам ближе постановочных?

– Да, мне больше нравится делать снимки репортажного плана. Я ловлю людей в тот момент, когда что-то происходит, и они, увлеченные, не обращают на меня внимания. А потом я долго рассматриваю именно эти снимки – мне самой они нравятся.

– Потому что это жизнь?

– Это жизнь, которую передает одно-единственное мгновение. И такие фотографии всегда интересны.

Знаете, не так давно мы устроили выставку «Весенний вернисаж». В течение года я случайно, спонтанно снимала моих знакомых, женщин серебряного возраста. Посмотрите, какие они красавицы!

Вроде портреты, но снимки не постановочные – я просто поймала мгновение. Мы не договаривались о фотосессии, некоторые даже не знали, что их сейчас сфотографируют, некоторые потом даже забыли о том, что их снимали.

А потом меня они так часто видят фотографирующей, я настолько примелькалась, что иногда даже уже практически не замечают. И поэтому естественны.

– Я где-то слышал, что хороший фотограф не отбрасывает тень и отражается в зеркалах…

– Ну а если серьезно, то он действительно не должен отвлекать внимания.

Я это и стараюсь делать. Если куда-то иду, то понимаю, что должна быть одета аккуратно, но неброско. Для меня важно прилично выглядеть и не создавать для других дискомфорт, чтобы, когда я пройду перед первым рядом зрителей на каком-то мероприятии уже во второй раз, этого никто не заметил.

И потом, если меня приглашают на какой-то юбилей, я знаю, что должна одеться так, чтобы выглядеть не ярко, а достаточно нейтрально. Во всяком случае, не ярче, чем гости – ведь у них праздник, не у меня.

Важно еще думать о своих коллегах – собратьях по фото и видео, особенно о тех, для кого это – профессия, не закрывать им обзор и не попадать в кадр. Пусть, может быть, ты и хочешь, чтобы твоя фотография получилась самой удачной, – но не за счет кого-то другого.

– У вас есть что-то, что вы снимаете чаще всего?

– Пожалуй, да. Знаете, дома на стене я повесила портреты мамы и папы. А между ними – свою юношескую фотографию. И куда бы ни пошла на съемки, я, прежде чем выйти, фотографирую этот ряд снимков. Событий за день бывает так много, что нужно что-то, это отделяет одно от другого. Заодно проверяю, работает ли фотоаппарат.

Но с другой стороны, это – мои родные люди. И они всегда со мной. Я никогда не забываю, кто я, какого рода. И это для меня самое важное.

Фото автора

Владислав Шабуров

Последние новости

По вопросу подсудности

Администрацией Березовского района подано административное исковое заявление, в котором она просила признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя.

СХК «Югра» переходит в состав ХК «Югра»

Об этом было объявлено на совещании с участием сенатора РФ Эдуарда Исакова, замгубернатора Югры Елены Шумаковой и директора Депспорта Софьи Конух.

Присяга судьи Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

02 мая 2024 года в зале президиума Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в торжественной обстановке принесла присягу впервые назначенная судья Чемова Юлия Петровна.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *