Война есть война
Лидия Васильевна Морякова была призвана в ряды Красной армии, участвовала в снятии блокады Ленинграда, в боях под Комсомольском-на-Амуре.
Лидия Васильевна Морякова была призвана в ряды Красной армии, участвовала в снятии блокады Ленинграда, в боях под Комсомольском-на-Амуре. Все ее детство и юность прошли в атмосфере войны.
Лидия родилась в крестьянской семье в деревне Неклюдово Вологодской области. У Василия и Марии это была первая дочь, а после нее родились еще семь детей. Лида окончила три класса и стала помогать семье, выполняла посильную работу – она ухаживала за младшими братьями и сестрами, так как родители работали в деревне от зари до заката. Не зря говорят, что в многодетной семье старшая дочь – вторая мама. Подросла девушка, расцвела. Ей бы свою личную жизнь налаживать, но ее ждало новое испытание – наступила война.
Мужчин забрали из деревни на фронт, и вся тяжелая работа легла на плечи стариков, женщин и детей. Какую только работу ни выполняла 19-летняя Лида.
– Правительство предполагало, что линия фронта будет проходить через нашу область во время наступления на Москву, поэтому всем, кто покрепче, повыносливее, выдали лопаты, топоры и отправили за 12 км от деревни рыть противотанковые рвы. На дворе стояла осень, земля уже была промерзшая, на руках кровоточили мозоли, ноги подкашивались от усталости, ныла спина, – вспоминала Лидия Васильевна.
Но все равно почти каждый вечер молодая девушка бегала домой, чтобы самой поесть да сестрам принести что-нибудь.
Поздней осенью 1942 года Лиду забрали на фронт. Она попала на Волховский фронт под Ленинград. Выдали молодому бойцу обмундирование (ботинки, брюки галифе, фуфайку), а оно оказалось на три размера больше, да еще и мужским. Оделись все девчата и стали походить на парней, правда, из-под шапок у некоторых косички торчали. Женское обмундирование получили уже позже.
Девушки начали изучать строевую подготовку, шагали в строю. Лида привыкла бегать, а тут в одежде не по размеру, да еще и шаг чеканить надо было. Но командир всему научил, пошагала в ногу со всеми, освоила знаменитый четырехзарядный пулемет «Максим»: собирала и разбирала оружие. Через месяц молодого бойца отправили на Карельский фронт, вместе со всеми расселили в землянках.
На следующий день после прибытия молодую девушку определили во взвод пулеметчиков. Задачи наши бойцы выполняли разные, но главная одна – отражать атаки врага.
Через Мурманск в наши города приходила гуманитарная помощь из США, Англии. И все это по железной дороге отправлялось в тыл. Круглые сутки шел обстрел, немцы хотели перебить все огневые точки, чтобы прекратить поставку продуктов, горючего и других товаров и оборудования вглубь страны. Так наши женские пулеметные расчеты охраняли дороги, отражали воздушные налеты врага. Лидия Васильевна была наводчицей, крутила каретку пулемета и определяла дистанцию до самолета. Позже она возглавляла пулеметный расчет 9-го отдельного зенитно-пулеметного батальона.
– Самолеты опускались очень низко, можно сказать, в упор расстреливали людей, а потом начиналась атака. Заходили другие самолеты и сбрасывали бомбы. Свист, взрывы, снаряды рвутся. Земля смешивается, взлетая вверх. Слышатся крики, стоны. Разве можно забыть такое?! – вспоминала Лидия Васильевна. – После налетов самолетов ненадолго наступала тишина и покой. Финны очень хорошо знали местность, которую мы охраняли, поэтому по ночам они часто выходили на разведку и снимали целые расчеты наших солдат, в которых были в основном молодые девчонки.
В 1943 году Лидия Васильевна была награждена медалью «За боевые заслуги» за сбитый вражеский самолет. В это же время ее приняли в ряды КПСС, присвоили очередное воинское звание – младший сержант, а в конце войны – сержант. Есть среди наград особенно ценная, которая нашла свою хозяйку через 60 лет, – это медаль «За оборону Заполярья». Лидия Васильевна пережила многое: и ранение в ногу, и военный госпиталь, и возвращение на боевую позицию.
Вся военная жизнь Лидии Моряковой прошла на Карельском фронте. В апреле 1945 года был подписан приказ о переброске воинской части, где служила Лидия Васильевна, на Дальний Восток. Поезд с однополчанами уехал на Восток, остались позади города Урала, Сибири.
– И вдруг поезд остановился на одной из станций, мы выходим на построение. Спрашиваем друг друга глазами: «Что случилось?», пожимаем плечами: «Не знаем», и вдруг наш командир сообщает нам, что подписан Акт о капитуляции Германии. Победа! – продолжает Лидия Васильевна. – Столько радости, слез и эмоций эта железнодорожная станция видела впервые. Мир на нашу землю пришел! Домой!
Бойцов отправили дальше на восток, до Хабаровска, а потом – в Комсомольск-на-Амуре, где пришлось охранять судоремонтные и авиационные заводы.
В августе 1945 года началась война с Японией. В октябре 1945-го Лидия Васильевна демобилизовалась. Вернулась она в свою родную деревню 6 ноября, на 28-ю годовщину Великой Октябрьской революции. Уходила на фронт молодая девчонка, а вернулась орденоноска, у которой эти три года на всю жизнь врезались в память. Зашла в родительский дом и сказала тихо родным: «Я вернулась!»
В послевоенной жизни Лидия Васильевна работала на строительстве дорог в области, потом в колхозе стала заведующей фермой. Забот было много: и корма нужно было вовремя подвезти, и коровник отремонтировать, и поголовье скота сохранить, и молодняк вырастить. Через десять лет работы на ферме ее назначили бригадиром полеводческой бригады.
В 1964 году Лидия Васильевна приехала в гости к братьям в сибирский Урай. Огляделась, подумала, да и осталась в молодом нефтяном городе. Устроилась работать в ОРС поваром. На протяжении многих лет Лидия Васильевна вставала рано утром и торопилась на свою горячую точку – столовую. Более 13 лет она работала поваром: и в пионерском лагере, и в кафе, и в ресторане. Все приготовленные блюда за эти годы невозможно сосчитать.
В 1977 году Лидия Васильевна Морякова вышла на заслуженный отдых.
Фото из архива семьи Моряковых
Воспоминания записаны в 2015 году
Ольга ГавриловаПоследние новости
Рост заболеваемости гриппом в регионе
За последнюю неделю наблюдается резкий скачок заболеваний гриппом.
Суд обязал администрацию Пыть-Яха отремонтировать аварийный мост
Прокуратура города выявила серьезные нарушения состояния транспортной инфраструктуры.
Рабочая встреча в Сургутском городском суде
Обсуждены вопросы обеспечения порядка в суде.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.