Ян Смоленцев: «Театральное сообщество сказало, что мы идем в правильном направлении»

Новость о том, что директор нижневартовского ТЮЗа Ян Смоленцев стал обладателем Вахтанговской премии буквально всколыхнула культурную среду.

Новость о том, что директор нижневартовского ТЮЗа Ян Смоленцев стал обладателем Вахтанговской премии буквально всколыхнула культурную среду. Столь престижных наград Югра не видела давно. Это вдвойне приятно и значительно, если учитывать, что лауреат только в начале пути: директорское кресло он занимает всего полтора года. Но и тут, как оказалось, уже есть, о чем поговорить. Мы поговорили по возвращении триумфатора из столицы.

- Это была большая конференция театральных менеджеров, которая проходит раз в полтора. Я участвовал как финалист Вахтанговской премии и как спикер секции «Детские театры», на которой рассказал про нашу работу по Пушкинской карте, про бэби-залу (площадка, на которой показывают спектакли для самых маленьких зрителей – прим. автора).

- У вас есть опыт участия в таких мероприятиях. Что больше всего удивило на этот раз?

- Из форума в форум появляется больше знакомств, больше общения, тебя чаще узнают. Удивило огромное количество знакомых и именно общение помимо образовательной программы. Это самое ценное. Образование можно получать онлайн, хотя это не всегда удобно. А тут присутствие в Москве и живое общение с коллегами.

Форум учрежден театром имени Е. Б. Вахтангова. Проходит при поддержке Фонда культурных инициатив, при участии Союза театральных деятелей и Министерства культуры РФ на крупнейших московских площадках. На этот раз в нем приняли участие 300 театров, 450 делегатов, 150 из них выступили в качестве спикеров.

- Вы поехали на форум финалистом Вахтанговской премии, а предыдущие этапы как проходили?

- Нужно было создать проект с описательной частью и небольшой презентацией. Их было подано около 50. Отобрали 11 лучших , которые авторы (в том числе, я) и защищали на закрытии форума.

- Чему был посвящен ваш проект?

- Качественные и количественные изменения в работе нижневартовского ТЮЗа, опыт развития театра в северном регионе, т.е. что мы сделали за полтора года, какие поменяли подходы, каких достигли результатов. Это репертуарная политика: названия, поворот к свободному зрителю, работа на кассу, переход на онлайн-продажи. Обычному зрителю, в основном, это интересно. Профессионалы ещё спрашивают про объемы, продажи, отчетность.

- У ваших коллег-финалистов в презентациях вы много для себя отметили?

- Скорее нет, чем да. Тут сложно сопоставлять. У некоторых театров, например, есть проблемы с финансированием. У нас в округе с финансами дела намного лучше обстоят, нас поддерживают. Ещё и масштабы другие. Там были два проекта с тысячными залами, у них 100 тысяч зрителей в год. Это иная практика. Мы работаем более локально.

Скорее они черпают у нас. Например, формат бэби-спектаклей есть не у всех, некоторые не подозревают, насколько он популярный. Формат театральных читок тоже интересен для кукольных театров. Так можно привлекать держателей Пушкинской карты. Многие крупные кукольные театры взяли на вооружение эту практику.

- Учредитель премии, директор театра Вахтангова Кирилл Крок сказал, что его удивило, как уверенно вы защитили свой проект на огромной площадке в Зарядье. Вы, когда готовились, учитывали, что придется выступать на такую существенную аудиторию?

- Уверенность – это внешняя оболочка. Внутри было переживание, стресс и всё на свете. Я с Кириллом Игоревичем этот вопрос потом не обсуждал: не было времени, но приятно, что приходит такая обратная связь. Конечно, я волновался. Зарядье – главная концертная площадка страны, огромный зал. Это придает мероприятию дополнительный пафос и значение.

- Насколько приятно получить Вахтанговскую премию?

- Я еще не осознал. Это даже не премия, а признание нашего правильного вектора развития. Значит, мы делаем все верно и будем двигаться дальше в этом направлении. Вот что главное. Именно признание профессионального сообщества. Многие подходили после презентации, говорили: «Мы удивлены, что есть такой театр. Мы его не знали. Будем следить». А для нас это главное.

- Сама премия что предполагает?

- Это личная премия. Это статуэтка. Там еще есть финансовая часть, гонорар за победу, и, главное, признание. Ничто с ним на одну чашу весов не станет. Признание и поддержка.

- Мы сейчас говорили об окружном финансировании. Что у театра в ближайших планах по матчасти?

- Мы за полтора года переоснастились на 10 млн рублей. В этом году нам еще выделили средства. Приобретаем звук, световое оборудование. Постоянно модернизируемся. Галогеновые приборы, например, уходят в небытие: на них не купить лампочки. Переходим на диодное оборудование. Это все требует средств. Но нас слышат, и пытаются помочь.

- Ближайшая творческая задача – безруковский фестиваль?

- Да, это большой детский фестиваль, который стартует 18 марта спектаклем «Маленький принц» на сцене Дворца искусств, Сергей Безруков в сопровождении оркестра будет читать сказки. 23 марта мы фестиваль закроем на нашей площадке «Карлссоном» Губернского театра. Программу сейчас согласовываем. Как только будет готова, соберем пресс-конференцию. Планируется семь спектаклей на трех городских площадках. Кроме вышеназванных, это еще будет и Городской драматический театр.

После этого сразу начинаем подготовку спектакля «Ревизор», премьера в этом сезоне. Новый откроем «Русалочкой». Вот это самые глобальные проекты.

- Вы лауреат Вахтанговской премии теперь. Если вас Кирилл Крок пригласит работать в театр Вахтангова на менеджерскую должность, вы как отнесетесь к этому приглашению?

- Кого-то манит Москва, а кого-то нет. Я люблю ездить в Москву, посещать мероприятия, общаться с коллегами, и этого мне достаточно. В Москву перебраться можно всегда. Если даже Кирилл Игоревич позовет, это будет линейная должность. Быть первым лицом в учреждении, принимать решения и нести за это ответственность - это немного другое, чем быть человеком подневольным, отвечающим за свое направление. Это разное. Я не рассматривал такой вариант.

Будучи первым руководителем, можно показывать результаты, развивать театр. Нижневартовский ТЮЗ показал, что он на это способен, коллектив показал. Это же не я сыграл спектакли, привел зрителя. Это сделал коллектив театра, который получил признание. Им сказало театральное сообщество, что мы идем в правильном направлении.


Ранее мы сообщали, что  свой театральный  сезон нижневартовский ТЮЗ открыл красивой сказкой .


Автор(ы) текста: Алексей Шабанов Автор фото: - Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале

Последние новости

Сургутские врачи смогли сократить уровень смертности до 0,81 процента

Фото: Депздрав Югры в тг, https://t.me/dzhmao/7186 Врачи сургутской городской клинической больницы смогли значительно сократить уровень смертности среди пациентов.

Югорчан ожидают температурные «Качели» в ближайшие дни

Фото: архив СургутИнформ-ТВ Температурные «качели» и похолодание пришли в Югру.

В Лянторскую городскую больницу поступили два новых санитарных автомобиля

В Лянторской городской больнице обновляют автопарк.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Смоленске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *