Региональные эксперты обсудили законопроект о едином образовательном стандарте
Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах.
Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования».
Одна страна — одни учебники
Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на их подготовку будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В среднем звене обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Эксперты обсудили принятый закон о восстановлении единого образовательного пространства, и ответили на актуальный ныне вопрос: есть смысл сегодня использовать опыт советского школьного образования?
Участники дискуссии отмечают, что в настоящее время в российских школах в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» реализуется основная образовательная программа, которая описывается, как «примерная», то есть, носящая рекомендательный характер. Она ложится в основу тех образовательных программ, которые в индивидуальном порядке разрабатывает каждая школа. А далее учитель-предметник уже самостоятельно формирует свою рабочую программу и подбирает учебники, которых великое множество, и все они, к слову, рекомендованы со стороны Минпросвещения. В итоге в разных регионах в школах ведется обучение ведется по разным программам, учебникам и пособиям.
«Таким образом, в масштабе страны мы наблюдаем колоссальный разброс в сфере школьного образования, что, по большому счету, нарушает принцип общедоступности и равных прав граждан России на образование, — отмечает политолог Ярослав Пронин из Архангельской области. — В формате «золотого стандарта» образования предложено «примерные» общеобразовательные программы заменить на «федеральные» - образовательные программы получат статус нормативных правовых актов и будет подготовлена единая линейка учебников и пособий. Таким образом, учителя получат четкие программы для всех школ РФ и будут избавлены от необходимости разрабатывать рабочие программы и выбирать учебные материалы, ученики при переходе из одной школу в другую, например, меняя место жительства, продолжат изучение материала с того места, где остановились в предыдущей и по знакомым учебникам».
Стратегически верное решение
Надо отметить, что эксперты единодушны в том, что сегодня создание единого образовательного пространства — важнейшая государственная задача, которая крайне необходима нашему обществу. Об этом давно говорят и специалисты, и родители. Однако подходить к этому надо вдумчиво, чтобы сохранить все лучшее в образовании, сохранить наработки, которые станут фундаментом основных образовательных программ для всех школ страны.
«По сути, мы возвращаемся к советской системе образования, и я считаю это решение стратегически верным. В учебниках, к примеру, не должно быть разного толкования важнейших исторических событий. Государство должно полностью взять под контроль разработку единых учебников в рамках единой государственной образовательной программы. При этом школы, использующие инновационные методики обучения, должны сохранять возможность дополнять и развивать программы, в том числе за счет внеурочной деятельности. Я думаю, что это позволит снять нагрузку с наших учителей, потому что современное многообразие программ и учебников создает излишний документооборот. Поэтому я вижу только плюсы в том, что принят единый стандарт качества школьного образования. Единообразие учебников облегчит работу учителей, которые, к примеру, переезжают в другие регионы», — поделился своим мнением директор МБОУ Междуреченской СОШ Сергей Росляков (Кондинский район).
Педагог из Когалыма Вячеслав Маренюк —представитель педагогической династии. Он отмечает, что единый стандарт необходимо вводить, как можно быстрее.
«Стандартизация в образовательной системе на мой взгляд — очень важна и актуальна. Она позволит нам выстраивать определенные траектории в образовательном процессе, вырабатывать единые цели взгляды и задачи. Мои родители — педагоги, часто общаюсь со своим отцом, он отмечает, что советская система государственных образовательных стандартов была единой, эффективной. Надо ли возвращаться к этой системе? Да, надо, но с учетом современных реалий, то есть модернизировать некоторые методики, над этим пусть думают разработчики. Но программа должна быть едина и учебники одинаковы от Донецка до Камчатки. При этом не надо забывать и о развитии учащихся, формировании свободной личности», — подчеркнул директор МАОУ СОШ №3 Маренюк.
«Внедрение «Золотого стандарта», унификации программ и учебников можно только приветствовать. И даже, если говорят, что «мы возвращаемся в советскую школу», то это скорее позитивный процесс. Советское образование готовило высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, творцов, а не потребителей, для промышленности, аграрной сферы, сферы культуры (прошу не путать с шоу-бизнесом). Тех людей, которые двигали экономику, социальную сферу страны на более высокий уровень, работали на интересы всего общества, а не одной группы людей. Сейчас такие специалисты нужны нашей стране, чтобы обеспечить экономический суверенитет России, возродить отечественную промышленность.
Если с внедрением этих новаций повысится статус учителя, его освободят от тех обязанностей, которые ему не свойственны, то учитель займется именно педагогикой: воспитанием ребят в любви к Отечеству, образованием их через воспитание. Это пойдет только на пользу стране», — отмечает заместитель главного редактора окружной газеты «Новости Югры» Михаил Осипов.
Тренд на создание единого образовательного пространства давний. Данный законопроект — это логический его этап, считают эксперты. И кстати, не факт, что завершающий, возможно, что какое-то унифицирующее продолжение еще последует. Регионы России вполне готовы к этому.
ugra-tv.ru
Последние новости
В Кузбассе 85 предприятий внедрили бережливое производство по нацпроекту «Производительность труда» начиная с 2019 года
В Кемеровской области за пять лет 85 предприятий внедрили практики бережливого производства, и обучили сотрудников по нацпроекту «Производительность труда».
Анкетирование по вопросам инициативного бюджетирования
В целях развития механизма инициативного бюджетирования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и популяризации данной практики среди граждан автономного округа проводится анкетирование жителей по вопро
В Югре увеличили единовременную региональную выплату контрактникам на 900 000 рублей
Теперь при заключении контракта военнослужащий получает сразу 2 750 000 рублей.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи