Учителя - снова в «топе». Выпускники школ штурмуют педагогические вузы
В России провожают Год педагога и наставника. Подводят итоги. Выполнил ли он свою миссию?
В России провожают Год педагога и наставника. Подводят итоги. Выполнил ли он свою миссию? Оправдал ли надежды, которые на него возлагали — повысить престиж профессии и привлечь молодые кадры? Вопрос этот далеко не праздный. В Сургуте, например, средний возраст педагога — 56 лет, то есть — пенсионный. Совсем недавно он был еще выше.
Довольно долго, начиная с 90-х, школа переживала кадровый кризис. Сначала он был связан с низкими доходами учителей и падением их авторитета в обществе. Потом ситуацию с зарплатой удалось выровнять — но при этом колоссально выросли требования к педагогу, в образовании началась реформа, которая не прекращается по сей день.
Учитель обязан давать знания и воспитывать, владеть новыми технологиями и нести «разумное, доброе, вечное», найти подход не только к ученику, но и к родителям. А в случае конфликтных ситуаций виноват будет тоже он…
Неудивительно, что молодежь сферу образования обходила за километр и даже, закончив педагогический вуз, работать предпочитала где-нибудь в другом месте.
Последние годы кое-что изменили. Министерство Просвещения даже заявило, что принципиального дефицита учителей в России больше нет. В Югре, например, по официальным данным, укомплектованность штатов превышает 90%. Как удалось достичь этого и чем школа сегодня привлекает молодых?
В Сургутском образовании сегодня почти 400 молодых специалистов. Каждый год школы и сады принимают по 2-3 человека со свеженьким дипломом — еще 10 лет назад ситуация была совсем иная. А сегодня профессия педагога вновь оказалась в «топе» — как было когда-то , 40-50 лет назад.
«Знаете, я педагогом мечтала быть с детства. Всегда вокруг меня были сестры, братья. Я сначала мечтала о карьере воспитателя. А потом подумала: английский язык — это мое и устроилась работать в школу», — рассказала учитель английского языка МБОУ СОШ №3 Юлия Михонина.
Но мечты-мечтами, а профессию на всю жизнь выбирают более прагматично. Она должна кормить, быть стабильной, желательно еще и престижной — для молодежи это важно. Однако все эти достоинства теряют смысл, если устроиться на работу по специальности сложно. Не секрет, сколько дипломированных юристов и экономистов без опыта работы вынуждены были идти в продажи. А здесь — гарантированное трудоустройство, большой отпуск, защищенная бюджетная сфера.
«На самом деле когда я выбирала профессию, для меня было важно, что будет место, что я действительно смогу прийти и трудоустроиться. в отношении профессии не было ни малейшего сомнения — я занимаюсь тем, что я люблю. Мне всегда нравилось читать — я учитель русского языка и литературы и нравилось обучать. Мне кажется, что я всегда хотела именно этого», — отметила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 Анна Илко.
В Сургуте с молодыми специалистами даже получше, чем в других городах Югры. Во-первых, есть свой вуз, куда поступают абитуриенты со всех уголков нашего округа. Ежегодно — 350 человек — это в полтора раз больше, чем 5 лет назад. Многие и после не прочь остаться в большом городе. Тем более что для начинающих педагогов в Сургуте есть доплаты, в отличие от других муниципалитетов.
Но и требования здесь — максимальные. Студенты даже не предполагают, с чем им придется столкнуться, покинув стены альма-матер, рассказывает Анна.
«Когда ты учишься, ты немного не понимаешь, и даже практика тебе не дает той реальной картины мира, когда тебе приходится работать в огромной многозадачности: это администрация, это ученики, это родители. Но у меня класс замечательный — у нас нет конфликтов, они меня всегда поддерживали. Поэтому главное — чтобы рядом были те, с кем ты можешь поделиться этой болью, что ты ничего не успеваешь, что все так сложно. Так и те, кто скажет, что с этим делать», — добавила Анна Илко.
Девушка преподает русский и литературу четвертый год — за это время не было ни одного дня, чтобы, закончив уроки, она не приступила к работе еще и дома. Нужно подготовиться к уроку, плюс классное руководство, конкурсы, повышение квалификации и, конечно, многочисленные отчеты…Такой груз выдерживают не все.
По данным СурГПУ, изначально на работу по специальности устраивается рекордное количество выпускников — 85%. Но уже через год многие молодые люди ищут новое место работы — в том числе и в другой профессии. О том, что такая проблема существует, признают и в департаменте образования города.
«Мы понимаем, что молодому специалисту сегодня прийти, закончив университет, в образовательную организацию и окунуться в те проблемы, которые существуют…С какими проблемами они сталкиваются? это не только знание предмета. С этим у них проблем нет, потому что они закончили высшую школу. Трудности, которые испытывают молодые специалисты — это взаимодействие с родителями, с коллегами, возможно», — уточнила директор департамента образования администрации Сургута Ирина Замятина.
Уже 20 лет в системе образования идет непрерывная модернизация. Новые образовательные стандарты, единый госэкзамен, цифровые платформы, воспитательный компонент…С одной стороны, нескучно. Но от такой гонки уже через три года у педагогов наступает эмоциональное выгорание, — утверждает преподаватель СурГПУ Максим Осин.
Его научная работа на эту тему заняла недавно первое место на федеральном конкурсе. «Большая нагрузка эмоциональная, большой стресс. это профессия очень многозадачная и если посмотреть – ни к одной профессии не предъявляется столько требований и не оцениваются так человеческие качества, как в профессии педагогической», — разъяснил старший педагог сургутского государственного педагогического университета Максим Осин.
Максим советует, насколько возможно, оптимизировать рабочий процесс — чтобы не «выгореть», должно оставаться время и для себя, и для семьи. Использовать для этого современные технологии — тем более что молодежь с цифрой на «ты». Ну и самая лучшая профилактика, по признанию самих учителей — это дети.
«Есть миллион минусов. Каждый день думаешь: все, пора закончить. какая-то проблема, сложность. но потом приходишь и понимаешь, что ты работаешь с детьми. Они прекрасные, добрые, отзывчивые. меня ничто так не держит в этой профессии, как дети», — сказала Юлия Михонина.
Хороший знак — в образование начали возвращаться мужчины. Это говорит о том, что профессия перестала быть малооплачиваемой. Хотя разбег в зарплате и у начинающих педагогов может быть очень существенным — в зависимости от профессиональных амбиций. Кстати, с этого года возможностей получить надбавку станет еще больше. Появились новые квалификационные категории и награды. В том числе — нагрудный знак «Молодость и профессионализм».
«Чтобы его получить, молодому человеку нужно всего три года проработать в школе. только вдумайтесь — всего три года и молодой педагог может получить знак Министерства. Если он активно участвует в конкурсах, побеждает, привлекает к участию детей. но с другой стороны, появился и нагрудный знак „за верность профессии“ — для педагогов, у которых стаж более 40 лет», — пояснил заместитель директора МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», эксперт всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ Алексей Стерхов.
Однако не все можно измерить деньгами. Главное изменение, которое ощутили педагоги — это более уважительное отношение общества к их труду. И это не менее весомый аргумент, чтобы приходить и оставаться в профессии.
Инна ТрифоноваОбсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
Последние новости
В г. Нефтеюганске благодаря вмешательству прокуратуры восстановлены права 53 участников долевого строительства
Прокуратура округа провела проверку исполнения законодательства в сфере обеспечения прав участников долевого строительства.
Поздравление Председателя Думы с Днем энергетика
Уважаемые энергетики! Примите поздравления с профессиональным праздником!
Поздравление главы города Радужный Сергея Жестовского с Днём энергетика
Уважаемые энергетики! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Энергетическая отрасль по праву играет одну из ведущих ролей в экономике,
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований