«В школе не может быть легко…»
…По коридору школы № 3 чинно, взявшись за руки, шествует колонна нарядных и чистеньких четвероклассников, а рядом ступает их учительница – стройная, подтянутая, на высоких шпильках, с волосами, спадающими ниже пояса.
…По коридору школы № 3 чинно, взявшись за руки, шествует колонна нарядных и чистеньких четвероклассников, а рядом ступает их учительница – стройная, подтянутая, на высоких шпильках, с волосами, спадающими ниже пояса. Как-то даже странно звучит первый вопрос, адресованный Людмиле Семеновне Слинкиной:
– Простите, а каков ваш педагогический стаж?
– Что-то около пятидесяти пяти лет…
Про начало
На выбор пути нашей героини повлиял, прежде всего, пример мамы – учительницы начальных классов поселка Елизарово Ханты-Мансийского района. Вообще-то дети педагогов, насмотревшиеся на тяжесть, которая лежала на плечах их родителей, редко становятся продолжателями династий. А вот Людмила Семеновна считает иначе:
– Да, я видела, насколько сложна эта профессия, даже помогала маме проверять тетради с домашними заданиями. И все это лишь больше меня влекло. Будучи отличницей, легко прошла конкурс при поступлении в педучилище, затем окончила пединститут.
Поначалу трудилась в родной Елизаровской школе, а когда вышла замуж, то переехала в окружной центр. Год отработала в четвертой школе, а потом ее перевели в третью. И с тех пор учитель без устали сеет разумное, доброе, вечное в душах юных хантымансийцев – поколение за поколением, каждые четыре года вновь входя к новым «первоклашкам». А вот сколько всего было выпусков, Людмила Семеновна не знает – не считала.
Интересуюсь: может ли наша героиня 1 сентября, впервые увидев своих будущих учеников, определить, насколько сильным будет класс, кто из детей окажется прилежным, а кто – шалопаем? Педагог улыбается:
– Нет, не могу, хотя и пыталась. Как правило, в своих предположениях ошибаюсь, начинаю фантазировать, а на самом деле все оказывается совсем не так…
…Перемена в начальной школе – это коктейль из смерча, птичьего базара и забега диких страусов. Как можно на протяжении пятидесяти лет работать в такой атмосфере?! Легче уж входить в клетку с голодными тиграми…
– Да что вы, с детьми так интересно! – делает большие глаза собеседница. – В свое время мне поступало немало предложений перейти на более высокие должности, но я всегда отказывалась. Правда, однажды согласилась, даже отработала полдня – не буду говорить кем! – и вернулась обратно в класс. Здесь я занимаюсь настоящим, живым, нужным делом. Каждый приход в класс – это погружение в мир счастья. И одновременно – тяжкий труд, в школе не может быть легко…
Про детей
По словам нашей героини, дети «полувековой давности» значительно отличаются от современных. Да, они обладают значительно большим объемом знаний и навыков, а вот культура общения и уровень воспитания хромают, многие просто не умеют выстраивать отношения внутри коллектива.
– Но с ними мне хорошо, – признается педагог. – Дети – благодарные и ранимые, их легко обидеть. Бывает, мы с ними ссоримся, но потом обязательно приходим к согласию, я учу, что главное – достойно выйти из любого конфликта. Хочется, чтобы все мои слова они воспринимали правильно, чтобы не выросли злыми людьми.
Как считает наша героиня, процесс обучения в школе обоюдный, ребятишки тоже способны научить своего преподавателя:
– Чему? Прежде всего терпению. Общению. На бытовом уровне, например, как пользоваться гаджетами. Они вообще нередко меня удивляют.
Каждый раз в 4-м классе (когда дети уже повзрослеют) у Людмилы Семеновны появляется уникальная тетрадка. В ней ребенок может написать учителю «секретное послание», например, о том, что сегодня он по каким-то семейным причинам не выполнил домашнее задание, а признаться в этом перед всем классом стыдно. И каждый раз ученик и учитель находят приемлемое решение очередной маленькой проблемы.
– Слава Богу, с прошлого года у детей появился второй выходной, надеюсь, скоро школы избавятся и от «двухсменки», – говорит педагог. – Стараюсь давать маленькие домашние задания и как можно больше успевать сделать в школе. Зато как приятно, когда ученики сами выполняют намного больше заданного – просто потому, что им так нравится.
Про родителей
– В сентябре я получаю два класса – детский и родительский, оба требуют внимания и сил, но с первым гораздо проще. Папы и мамы обычно заняты своей карьерой, делом, бизнесом, на все следует одна отговорка: «Я работаю!» Так мы все работаем – и учителя, и родители, и дети, – вздыхает собеседница.
Современные родители действительно не склонны к диалогу, не отличаются терпением и очень любят приходить «качать права» – по поводу и без такового:
– В разговоре я никогда не перебиваю, даю возможность выговориться, а уже потом обозначаю свою позицию. Иногда говорю родителям: вот вы пытаетесь дать учителю совет по воспитанию. А хирургу во время операции вы тоже будете говорить, что делать? Впрочем, со временем отношение родителей меняется в лучшую сторону. Если честно, то я лишь потом узнала, что мое звание «Заслуженного учителя Российской Федерации» – это, прежде всего, заслуга родителей, которые по своей инициативе трижды выходили с ходатайствами в вышестоящие органы…
К сожалению, мало кому становятся известны маленькие педагогические подвиги, которые случаются в каждой школе. Однажды, например, Людмиле Семеновне предложили взять в класс неуправляемого пацана, которого уже собирались отчислять из школы за полное неприятие норм и правил образовательного учреждения.
– Я присмотрелась к нему и поняла, что мальчик хороший, просто запущенный. Много сил на него ушло, во втором классе пришлось учить буквы, убеждать, объяснять, заслуживать его доверие. В результате все получилось. Если у ребенка появится интерес, то он будет учиться, если его увлечь, то не станет безобразничать, – убеждена наша героиня.
Про учителя
Наверное, не открою большого секрета, если скажу, что по душевной чуткости, отзывчивости, неравнодушию к чужим проблемам молодые педагоги уступают своим старшим коллегам. На протяжении нескольких десятилетий нас убеждали, что педагог должен не учить, а «оказывать образовательные услуги». С этим утверждением в корне не согласна собеседница:
– В школе формируется будущее России, именно мы закладываем основы нравственности, культуры, любви к Родине. Хорошо, что сейчас эти принципы возвращаются в школу. Учитель во всем обязан быть образцом поведения, на уроке не должен сидеть, а обязан находиться внутри класса и видеть, что там происходит. Да, порой накатывает усталость, хочется опуститься на стул, но мы же выполняем свою работу! И дети это прекрасно осознают.
…Я задал нашей героине еще один вопрос: «Приходилось ли вам в школе плакать?» В ответ выслушал несколько очень трогательных, поучительных, захватывающих историй, каждая из которых могла бы послужить сюжетом для хорошего рассказа. Но Людмила Семеновна – скромный человек! – попросила не писать об этом. Очень-очень жаль, честное слово…
О личном – прямая речь
– …В жизни сильно помогает вера. Когда-то я к религии относилась равнодушно, но, видимо, все возвращается на круги своя. Моя девичья фамилия – Вологодская – известна в наших краях с XVII века, когда сюда приехал наш предок – священник…
…Тыл у педагога всегда должен быть. Если тебя во всем поддерживают, терпят, понимают и не укоряют, почему это жены и матери с раннего утра и до позднего вечера нет дома. Мне повезло с мужем, Александром Ивановичем. Все, чего я добилась в жизни, это процентов на семьдесят – его заслуга.
…Наши дети Ирина и Денис трудятся на госслужбе, оба внука в свое время учились у меня, сейчас Степан – студент Санкт-Петербургского гуманитарного университета, а Савелий учится в восьмом классе.
…Почему это у меня нет времени на хобби?! Есть! Цветами увлекаюсь до безумия, а еще дизайном квартиры, мебели, интерьера – вокруг все должно быть красиво!
…Раньше мы семьей много путешествовали по миру, а потом пришло понимание, что в первую очередь нужно заниматься своим собственным государством, потому что мы – великие, нам нет равных!
…Ханты-Мансийск для меня – это все. Наверное, я могла бы позволить себе жить в любом уголке страны, но этот город держит меня как магнит. Здесь прекрасно все: воздух, природа, люди, так что Ханты-Мансийск – моя Родина, и малая, и большая!
…Я на всю жизнь запомнила слова своей бабушки: «Делай добро – оно возвращается!»
Источник: Газета «Самарово-Ханты-Мансийск»
Последние новости
В администрации состоялась заключительная в 2024 году городская планёрка
Завершающее в этом году аппаратное совещание при главе города началось с вручения наград.
В Нягани подвели итоги работы Межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей за 2024 год
Мероприятие началось с награждения особо отличившихся организаторов детской оздоровительной кампании по итогам года.
Задержка речевого развития
В последние годы процент речевых нарушений у детей возрос до 25%, т.е. более чем в 6 раз.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи