22.09.2023

«Не заглянув в прошлое, не будет будущего!»

Очередная героиня традиционной рубрики «Спасибо за город» – Ирина Борисовна Белявская, методист, педагог дополнительного образования Детского этнокультурно-образовательного центра.


Очередная героиня традиционной рубрики «Спасибо за город» – Ирина Борисовна Белявская, методист, педагог дополнительного образования Детского этнокультурно-образовательного центра. Очень приятно! Давайте знакомиться!

– Родилась я в Березово, выросла в Саранпауле. Папа, Борис Хрисанфович Белявский, был геологом по образованию, а мама, Евдокия Александровна Ерныхова, – математик старших классов, преподаватель декоративно-прикладного творчества. Она происходила из рода казымских ханты и была очень талантливым человеком, глубоко изучала традиционную культуру и написала несколько книг, например, «Конспекты уроков по декоративно-прикладному искусству обско-угорских народов» – ими пользуются до сих пор в округе и за его пределами.

Сама я в детстве очень хотела стать летчиком малой авиации, но мама сказала: ты же любишь возиться с ребятишками – становись лучше педагогом! И отправила в Ленинградский пединститут имени А.И. Герцена, за что я ей очень благодарна. Затем по распределению попала в поселок Лыхма Белоярского района и двадцать два года работала в школе учителем начальных классов, параллельно защитила кандидатскую диссертацию по педагогике.

– Почему вдруг в вашей жизни возник Ханты-Мансийск?

– Пригласили сюда в 2010-м году, чтобы помочь в создании инновационных программ, и я согласилась. В результате наших совместных усилий Центр поначалу стал стажировочной, а затем инновационной площадкой. Принесла свои плоды и методическая работа по подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства, на которых наши сотрудники занимали призовые места. Неоднократно выступала в качестве эксперта по аттестации педагогических кадров системы дополнительного образования.

Многим коллегам недоставало именно педагогической практики, поэтому в мои обязанности входило прежде всего оказание консультативной помощи в вопросах педагогики – выборе приемов работы, методик, педагогических технологий.

За годы работы в Центре я глубоко погрузилась в культуру обско-угорских народов, в чем мне очень помогли, например, мамины книги, ставшие опорой в педагогической деятельности. Настоящим кладезем творчества является замечательное литературное наследие Ювана Шесталова. Кстати, недавно мы получили премию его имени, что очень символично.

– Что и кому вы преподаете?

– Краеведение в школах №  5 и №  9 по написанной мной программе «Родные просторы», знакомлю детей начальных классов всех национальностей с культурой обско-угорских народов, в том числе учу их основам хантыйского языка (казымский диалект).

– А зачем русскому, татарскому, дагестанскому или таджикскому ребенку учить язык ханты?

– Живя на земле обско-угорских народов, необходимо знать хотя бы слова приветствия и названия основных понятий: «Родина», «семья», «дом», моя задача познакомить с культурными традициями исконных жителей этой земли. И детям нравится такое погружение, ведь, знакомясь с традициями коренных малочисленных народов, у ребенка есть возможность сравнить их со своими, происходит некий культурный взаимообмен. Для детей мигрантов культура обских угров стала носителем новой информации, в том числе и о родном доме, в результате в каждом классе формируется некое поликультурное сообщество.

– А сами ребятишки ханты и манси, живущие в городе, знают родной язык?

– Увы, лишь в единичных семьях сохраняют свою самобытную культуру, в большинстве родители не приобщают детей к традициям предков, считают, что для них важнее знать английский язык, чем хантыйский. Городские жители уходят от традиций, за исключением некоторых семей.

– Но ведь вы не ограничиваетесь одним лишь преподаванием основ языка…

– Конечно. Я реализую сразу несколько направлений в работе, одним из которых является познавательный проект «Судьба человека в истории народа». В рамках его я рассказываю молодому поколению о тех уникальных людях, кто внес значительный вклад в развитие системы образования и культуры в регионе. Провела уже четыре крупных мероприятия, посвященных деятельности Аркадия Лоскутова, Андрея Тарханова, Владимира Шесталова и моей мамы Евдокии Ерныховой. Намерена и дальше развивать это начинание, чтобы дети знали свои истоки.

Кроме того, удалось реализовать немало других идей, например, по организации детских конференций «Дорогой предков» (‘Йис ёх йош’), «Помним!», в ходе которых школьники выступали с интереснейшими проектами о своем роде.

– Как вы считаете, почему так важно для детей изучать краеведение?

– Потому что потомки должны знать свои корни, в нас течет кровь наших предков, и зов его имеет силу! Нам никуда не деться от наследия прадедов, мы являемся продолжателями их свершений, реализуем их планы и мечты. И нам надо оказаться достойными их памяти. Мама моя, например, не понимала, как можно сидеть и ничего не делать. Нас в семье было трое, и каждый отвечал за доверенный ему участок работы, приучали к жизни через труд. Современное поколение в большинстве своем лишено этого чувства ответственности.

Кроме всего прочего, папа и мама были великолепными рассказчиками, знавшими истории на все случаи жизни, – эти способности они передали детям. А еще осталась папина рукопись романа о детях военной поры на Казыме, и я считаю своим долгом когда-нибудь его напечатать. Не заглянув в прошлое, не будет будущего.

– Давайте теперь поговорим о планах, мечтах и увлечениях…

– Прежде всего очень хочу, чтобы наш Центр не останавливался в своем развитии, чтобы дети по-прежнему с охотой приходили сюда изучать культуру и традиции коренных народов Югры. Центр для меня – это родной дом, у очага которого всегда тепло. У нас даже родился проект «Люди одного очага», который мы с педагогами начали реализовывать.

Если говорить о личных планах, то намерена понаблюдать, как будут приживаться розы на недавно купленном дачном участке.

Свободное время посвящаю чтению – прежде всего духовной литературы. «Евангелие» дает ответы на любые вопросы, а «Жития святых» показывают неограниченные возможности человека – были бы на то желание и потребность.

– Завершающий традиционный вопрос о Ханты-Мансийске и вашем отношении к нему…

– Этот город дает каждому человеку возможность проявить себя как личность. Семь холмов – это место взлета, которое дарит еще и утешение, и духовную подпитку. Ханты-Мансийск – земля сибирских богатырей, сберегающая давние традиции своего народа!


Источник: Газета «Самарово-Ханты-Мансийск»

Последние новости

Еще одно предприятие Югры повысит эффективность за счет участия в нацпроекте «Производительность труда»

Сегодня к нацпроекту присоединилось ООО «Импорт-Лифт». С помощью экспертов Регионального центра компетенций компания планирует устранить возможные виды потерь, оптимизировать бизнес-процессы,

Региональный инвестиционный стандарт реализуется в Югре

В Югре реализуется новая система поддержки для бизнеса — региональный инвестиционный стандарт.

Sohu: Россия нашла способ ответить Западу на конфискацию активов

Россия не боится планов Запада конфисковать ее замороженные активы. Правительство уже нашло способ ответить на столь агрессивные действия.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *